Социальные и социально-психологические особенности подростковой агрессии в современном российском обществе: региональный аспект
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-9-171-176
Аннотация
Рассмотрены актуальные проблемы подростковой агрессии, как составной части девиантного поведения, проявляющейся нередко именно в подростковом сложном «переходном» периоде развития человека, который очень часто сопровождается различными негативными проявлениями дисгармоничности личности, в том числе агрессивностью, требующими постоянного детального и глубокого внимания и анализа, поскольку существует опасность в том, что агрессия подростков может перейти и во взрослую жизнь, превратиться из социальной патологии в социальную норму. На основе всестороннего теоретического анализа и рассмотрения результатов эмпирических исследований, направленных на изучение социальных и социально-психологических аспектов подростковой агрессии, выделены и описаны аргументированные закономерности структуры подростковой агрессии школьников Пермского края, преобладающие формы их агрессивности. Выявлены и проанализированы факторы, влияющие на общий уровень агрессии и на типы агрессии, а также влияние агрессии на оценку жизненного успеха и самочувствие у школьников.
Об авторе
В. В. ЛевченкоРоссия
Левченко Валерий Витальевич - кандидат психологических наук.
Пермь
Список литературы
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков. М.: ВЛАДОС, 2008. 325 с.
2. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. Изучение воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. 509 с.
3. Бутовская, М. Л. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека. Москва, 2006. 161 с.
4. Визель, Т. Г., Сенкевич, Л. В., Янышева, В. А., Железнова, А. К. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты. Тула, 2007. 341 с.
5. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М.: Изд. центр «Академия», 2004. 288 с.
6. Зоуир, А. А. Р. Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.11. СПб., 1999. 148 с.
7. Зубова, Л. В., Кириенко А. А. К проблеме агрессивных проявлений подростков с асоциальной направленностью личности // Вестник ОГУ 2013. № 9. С.15-21.
8. Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Исследования и терапевтические стратегии. -СПб; М., 2005. 296 с.
9. Маркова, С. В. Исследование гендерных различий агрессивного поведения старших подростков // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. C. 40-50.
10. Масагутов, Р М. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков // Вопросы психологии. 2003. № 3. 35-42 с.
11. Можгинский, Ю. Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. Серия «Мир медицины». -СПб., 1999. 352 с.
12. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков. СПб., 2006. 336 с.
13. Почебут, Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология. СПб.: Питер, 2012. 336 с.
14. Реан, А. А. Подростковая агрессия / Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана. М.: Олма-пресс, 2002. С. 305-312.
15. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1999. 320 с.
16. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998. 96 с.
17. Чепракова, Е. А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2011. Т. 3, № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n3/47073.shtml (дата обращения: 01.07.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Левченко В.В. Социальные и социально-психологические особенности подростковой агрессии в современном российском обществе: региональный аспект. Вестник университета. 2020;(9):171-176. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-9-171-176
For citation:
Levchenko V.V. Social and socio-psychological peculiarities of adolescent aggression in modern Russian society: regional aspect. Vestnik Universiteta. 2020;(9):171-176. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-9-171-176