Процесс бюджетирования стратегии преобразований промышленного комплекса в условиях цифровизации
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-7-37-45
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам формирования и оптимизации бюджетов стратегий трансформации промышленных комплексов в условиях цифровой экономики. Определено содержание бюджетирования стратегии преобразований как системы финансовых, организационных и управленческих процедур, ориентированных на формирование сбалансированного многоуровневого бюджета стратегии и эффективное расходование его ресурсов на мероприятия по модернизации предприятия. Предложен процесс бюджетирования стратегии преобразования индустриального комплекса, отличающийся использованием программно-целевого метода и обеспечивающий согласованность долгосрочных целей и финансовой политики предприятия. Обосновано выделение в отдельную категорию учета стратегически значимых расходов производственных компаний и формирование на их основе бюджетов стратегий преобразований. В состав бюджета стратегии изменений включены 6 видов затрат: 1) затраты на реконструкцию и модернизацию; 2) затраты на информационно-коммуникационные технологии; 3) затраты на научные исследования и разработки; 4) затраты на технологические инновации; 5) затраты на организационные инновации; 6) затраты на маркетинговые инновации. Определены рекомендуемый объем и горизонт планирования бюджета стратегии. Представлен 6-этапный алгоритм методического приема по использованию инструментов нейросетевого моделирования для оптимизации бюджета стратегии изменений индустриального комплекса. Результаты исследования могут быть использованы в качестве методической основы для организации процесса бюджетирования стратегий индустриальных комплексов в условиях цифровой экономики.
Об авторе
А. Г. БоевРоссия
Боев Алексей Геннадьевич - Канд. экон. наук, зам. руководителя
Воронеж
Список литературы
1. KPMG. Исследование по цифровизации и инновационной открытости российских предприятий: результаты совместного опроса KPMG и Агентства стратегических инициатив (август, 2020 г.). https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2020/08/innovations-report-kpmg-asi.html (дата обращения: 15.05.2022).
2. Круглов В.В., Борисов В.В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика. М.: Горячая линия – Телеком; 2019. 382 c.
3. Валь Г. Факторы, влияющие на реализацию корпоративной стратегии. SAP Professional Journal Россия. 2019;2(73):21–24.
4. Боташева Л.С., Узденова М.Х., Уртенова М.П. Система бюджетирования и ее роль в организации управленческого учета на предприятии. Управленческий учет. 2021;5(1):169–174.
5. Иванов Е.А. Бюджетирование в учетно-аналитических системах многосегментных организаций. М.: Инфра-М; 2018. 272 c.
6. Ташкинов А.Г. Стратегически ориентированное бюджетирование на промышленном предприятии: методологический подход. Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика». 2013;3(18):55–63.
7. Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование. Семь практических шагов. М.: Юрайт; 2020. 206 c.
8. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций. Пер. с англ. Кузин В. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2019. 512 с.
9. Нортон Д., Каплан Р. Защитите стратегически важные расходы. Harvard business review. https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-izmeneniyami/a9748/ (дата обращения: 15.05.2022).
10. Клейнер Г.Б., Пирогов Н.Л. Главная задача – совершенствование организационно-экономического механизма развития российских предприятий. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018;9(2):248–259. https://doi.org/10.18184/2079-4665.2018.9.2.248-259
11. Крусс А.Е. Преодоление стратегического разрыва. Российское предпринимательство. 2007;10(99):37–41.
12. Левчаев П.А. Проблемы и перспективы развития стратегического планирования корпораций в цифровом технологическом укладе. Russian journal of management. 2021;2(9):171–175. https://doi.org/10.29039/2409-6024-2021-9-2-171-175
13. Масленников В.В., Ляндау Ю.В., Калинина И.А., Попова Е.В. Модель интеграции финансового контура в стратегию организации. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2020;3:73–82. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-3-73-82
14. Ukko J., Nasiri M., Saunila M., Rantala T. Sustainability Strategy as a Moderator in the Relationship between Digital Business Strategy and Financial Performance. Journal of Cleaner Production. 2019;236. (дата обращения: 15.05.2022). http://dx.doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.117626
15. Гаврилова О.А. Интеграция стратегии и бюджетирования. Планово-экономический отдел. Стратегия и тактика. 2019;1. https://www.profiz.ru/peo/1_2019/ (дата обращения: 15.05.2022).
16. Каленов О.Е. Трансформация бизнес-модели: от классической организации к экосистеме. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2020;3:124–131. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-3-124-131
17. Рашид Т. Создаем нейронную сеть. Пер. с англ. Радько П. СПб.: «Альфа-книга»; 2017. 272 с.
18. Ганьшина Е.Ю., Смирнова И.Л., Иванова С.П. Взаимосвязь выбора направлений инвестирования с последующими экономическими результатами и стратегией устойчивого развития организации. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2021;3:56–65. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-3-56-65
Рецензия
Для цитирования:
Боев А.Г. Процесс бюджетирования стратегии преобразований промышленного комплекса в условиях цифровизации. Вестник университета. 2022;1(7):37-45. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-7-37-45
For citation:
Boev A.G. The process of budgeting the strategy of industrial complex transformation in the context of digitalisation. Vestnik Universiteta. 2022;1(7):37-45. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-7-37-45