Внутриличностная конфликтность, ценности, стратегии преодоления стрессовых ситуаций студентов до и после начала специальной военной операции
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-2-212-220
Аннотация
В статье выполнен обзор изученности проблемы внутриличностной конфликтности, ценностей и стратегий преодоления стрессовых ситуаций в современной литературе. Представлены результаты авторского исследования, выявляющего психологические характеристики студентов транспортного института до начала и после начала специальной военной операции. С помощью методик по выявлению уровня внутриличностной конфликтности А.И. Шипилова, «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций SACS» С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой; «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, «Фрайбургского многофакторного личностного опросника FPI» И. Фаренберга, Х. Зарга и Р. Гампела в адаптации А.А. Крылова и Т.И. Ронгинской описаны и проанализированы психологические портреты студентов до начала специальной военной операции и после ее начала. У студентов до начала специальной военной операции психологическими характеристиками являются: конфронтация притязаний с их реальным потенциалом, тревожность, вступление в социальный контакт для решения проблемных ситуаций, ценность настоящих друзей, направленность на текущие события и поведение по мужскому типу, стремление добиваться поставленных целей, уверенность в себе, поиск социальной поддержки, любви, смелость и стремление к общественному признанию. Психологический портрет студентов после начала специальной военной операции включает в себя сниженное критическое отношение к себе, сниженную тревожность, снижение ценности друзей, большую агрессивность в отстаивании своих интересов, уменьшение социальных контактов, моральный и адаптационный конфликты, конфликтность мотивации, долженствования, отсутствие ассертивных действий, внутреннюю напряжённость.
Об авторе
Е. Ф. ЯщенкоРоссия
Ященко Елена Федоровна, Д-р психол. наук, зав. каф. прикладной психологии
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Башкин, М.В., Шавалева К.А. Связь внутриличностной конфликтности студентов с типами их реагирования на межличностный конфликт. Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2019;1(47):101-104 с.
2. Гуров А.В. Особенности разрешения внутриличностного конфликта у студентов в период обучения в вузе: автореферат дис. канд. психол. наук. Самара, 2018. 26 с.
3. Никуленкова О.Е. Предупреждение внутриличностных конфликтов студентов с учетом специфики гендерной идентичности в условиях вуза. НАУ. 2015;4:4 (9):148-150 с.
4. Шаталина М.А. Особенности переживания внутриличностного конфликта интернет-аддиктами и лицами, страдающими никотиновой зависимостью. АНИ: педагогика и психология. 2018;2 (23):437-440 с.
5. Кузьменкова О.В., Ксенофонтова В.В. Стратегии разрешения внутриличностных конфликтов старших подростков. Проблемы современного педагогического образования. 2021;71(1):306-308 с.
6. Коновалова Н.А. Взаимосвязь внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков: на примере 8-9 классов: дис. канд. психол. наук. М., 2006. 153 с.
7. Белова Е.А. Особенности учебного стресса старших школьников (гендерный аспект). Женщина в российском обществе. 2013;4(69):92-97 с.
8. Lazarus R.S. From psychological stress to the emotions: A history of changing outlooks. Annu Rev Psychol. 1993; 44:1-21с.
9. Родина Н.В. Особенности гендерной идентичности личности в преодолении стресса. PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015;3(4):313-327 с.
10. Каширский Д.В., Сабельникова Н.В. Личностные ценности российских и американских студентов. Психология и психотехника. 2019; 2:28-39 с. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2019.2.26936
11. Никифоров А.Ю., Семенова Е.В. Жизненные ценности современного студента. Вестник Башкирского университета. 2018; 4:1301-1304 с.
12. Ермакова Е.С., Ященко Е.Ф. Самоактуализационные и ценностные характеристики в структуре карьерных ориентаций студентов-психологов и курсантов военной академии. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Т. XVII. Вып. 4, 2020. С. 50–55. https://doi.org/10.31079/1992-2868-2020-17-4-50-55
13. Yashchenko E.F., Shchelokova E.G., Lazorak O.V. Career Orientations, Personal Values and Types of Socio-cultural Adaptation of International Students. Alexey Beskopylny, Mark Shamtsyan Editors. XIV International Scientific Conference “INTERAGROMASH 2021” Precision Agriculture and Agricultural Machinery Industry. 2021; 2:579-591. https://doi.org/10.1007/9783-030-80946-1_54
Рецензия
Для цитирования:
Ященко Е.Ф. Внутриличностная конфликтность, ценности, стратегии преодоления стрессовых ситуаций студентов до и после начала специальной военной операции. Вестник университета. 2023;(2):212-220. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-2-212-220
For citation:
Yashchenko E.F. Interpersonal conflict, values, strategies for overcoming stress situations of students before and after the start of a special military operation. Vestnik Universiteta. 2023;(2):212-220. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-2-212-220