Специфика массовой культуры в эпоху цифровизации
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-4-199-206
Аннотация
Статья посвящена новым чертам массовой культуры на цифровом этапе современной цивилизации. Акцент делается на концептуальные аспекты изучаемого феномена, его универсализм в контексте информационных, социокультурных новаций. Автор утверждает идею о вхождении образцов и использовании ценностного фонда элитарного уровня в массовую культуру. Иммерсивные (англ. immersive – «погружать») технологии обеспечивают процесс включения широкого круга потребителей в альтернативную, виртуальную арт-среду. Специфика указанного интеграционного процесса рассматривается на примере музейно-галерейной деятельности. Выявлены такие методы по созданию привлекательных для массового сознания мультимедийных шоу, как анимация, фрагментирование, компилирование. В заключение автор приходит к выводу о перспективе дальнейшего сопряжения элитарной и массовой культур. На этой основе отмечаются изменения ценностного потенциала, содержания и семиотического поля культурной продукции цифровой эпохи, а также социально значимых последствий двусторонних адаптационных процессов, как встречных, так и разобщенных, как совместных, так и противоположных. Необходимо отметить многофакторность, разнонаправленность культурных метаморфоз, связанных с приоритетностью виртуальной реальности, ценностью копийного, цифрового артефакта наравне с подлинником.
Об авторе
Л. В. ФилиндашРоссия
Филиндаш Лариса Васильевна - канд. филос. наук, доц. каф. философии,
г. Москва
Список литературы
1. Черняк М.А. Категория «автора» в массовой литературе. В кн.: Феномен массовой литературы ХХ века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; 2005. С. 152–178.
2. Filindash L., Paudal N. The Future of Communication: Artificial Intelligence and Personal Attractiveness. Smart Nations: Global Trends In The Digital Economy. 2022:277–284.
3. Yatsenko O.Y., Starovoytova I.E. Digitization and Problems of National Culture. In: Popkova E., Sergi B. (eds.) Artificial Intelligence: Anthropogenic Nature vs. Social Origin. ISC Conference – Volgograd 2020. Advances in Intelligent Systems and Computing. Volgograd: Springer Cham. 2020;1100:210–215. https://doi.org/10.1007/978-3-030-39319-9_24
4. Кузьмина Е.Ю., Жернакова М.Б. Организационные аспекты цифровизации управления. Экономические системы. 2020;13(1):95–101.
5. Бодрийар Ж. Симулякр и симуляция. Пер. с фр. Качалов А.В. М.: Изд-во «Постум»; 2018. 320 с.
6. Лотман Ю.М. О семиосфере. В кн.: Избранные статьи в трех томах. Таллин: Изд-во «Александра». 1992;1:11–25.
7. Паудяль Н.Ю. Диссипативность коммуникации в системе массовой культуры. Вестник университета. 2016;5:240–246.
8. Захаров М.Ю., Бурда Е.В. Культурное наследие: вызовы при переходе в цифровой формат хранения и передачи информации. В сб.: Актуальные проблемы управления – 2021. М.: Издательский дом ГУУ. 2022:23–25.
9. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. Санкт-Петербург: Изд-во «Нева»; 2004. 601 с.
10. Глазычев В.Л. Проблема массовой культуры. Вопросы философии; 1970. http://www.glazychev.ru/publications/articles/1970_problema_mass_cult.htm (дата обращения: 11.02.2023).
11. Карр Н. Пустышка: что Интернет делает с нашими мозгами. Пер. с англ. Миронов П.В. СПб.: Бэст Бизнес Букс; 2012. 253 с.
12. Строев В.В., Тихонов А.И. Применение технологий Data Mining для поиска соответствий закономерностей развития в больших массивах веб-данных на основе инструментов анализа Big Data. E-Management. 2022;5(4):4–11. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-4-4-11
13. Дьяченко М.С., Леонов А.Г. Цифровой след в образовании как драйвер профессионального роста в цифровую эпоху. E-Management. 2022;5(4):23–30. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-4-23-30
14. Центр цифрового искусства Artplay Media. Официальный сайт. https://artplaymedia.ru/ (дата обращения: 11.02.2023).
15. РЕН ТВ. Деньги из воздуха: как Эрмитаж продал цифровые копии картин на 32 млн. Среда 8 сентября 2021. https://ren.tv/news/v-rossii/877539-dengi-iz-vozdukha-kak-ermitazh-prodal-tsifrovye-kopii-kartin-na-32-mln (дата обращения: 11.02.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Филиндаш Л.В. Специфика массовой культуры в эпоху цифровизации. Вестник университета. 2023;(4):199-206. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-4-199-206
For citation:
Filindash L.V. The specifics of mass culture in the era of digitalization. Vestnik Universiteta. 2023;(4):199-206. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-4-199-206