Управление искусственным интеллектом в сфере высшего образования в целях повышения качества знаний и снижения рисков обучения
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-21-26
Аннотация
Предметом статьи является управление искусственным интеллектом в сфере высшего образования, обеспечивающее повышение качества знаний и снижение рисков обучения в условиях цифровизации. Цель статьи – выявление проблем, сдерживающих развитие искусственного интеллекта в высшем образовании и выработка рекомендаций по их решению. Методология исследования построена на использовании современных методов, приемов и инструментов в изучении искусственного интеллекта, позволяющих учесть влияние на качество образования, психологию участников образовательного процесса и на механизмы управления его развитием. Основные результаты, полученные в статье, дают ответы на неоднозначные вопросы о целесообразности масштабного использования искусственного интеллекта в образовании, о его доминировании среди других способов передачи знаний и применении в чистом виде без живого общения с преподавателями. Полученные в статье ответы убеждают противников данной темы, что применение авторских разработок по регулированию использования искусственного интеллекта в образовании приводит к повышению качества обучения и нейтрализации возникающих рисков обучения у нового поколения. В статье вскрываются этические недостатки и показываются сильные стороны применения технологий искусственного интеллекта в практике высшего образования. Главные выводы, сделанные в статье, базируются на утверждении, что система искусственного интеллекта в сфере высшего образования нуждается в регулировании и управлении развитием с помощью предложенных авторами методов психологического, организационного, нормативно-правового и технологического характеров.
Об авторах
В. Ф. УколовРоссия
Уколов Владимир Федорович, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой управления цифровым предприятием в топливно-энергетическом комплексе Высшей школы промышленной политики и предпринимательства
г. Москва
О. В. Трофименко
Россия
Трофименко Оксана Викторовна, канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой маркетинга и рекламы
г. Москва
Список литературы
1. Уколов В.Ф. (ред.) Адаптация в сфере цифровизации: инструментарий реализации: монография. М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА»; 2022. 424 с.
2. Брызгалина Е.В. Искусственный интеллект в образовании. Анализ целей внедрения. Человек. 2021; 32 (2):9–29 с. https://doi.org/10.31857/S023620070014856-8
3. Государственный университет управления. ГУУ адаптирует искусственный интеллект для российского образования. 9 июля 2020. https://guu.ru/%D0%B3%D1%83%D1%83-%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B5%D1%82-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB/ (дата обращения: 27.02.2023).
4. РБК Тренды. Искусственный интеллект в образовании: перспективы применения в России. 8 апреля 2021. https://trends.rbc.ru/trends/education/5d6beaea9a7947a1c1fe9152 (дата обращения: 28.02.2023).
5. Мяо Ф., Холмс У., Хуан Ж. и др. ЮНЕСКО. Технологии искусственного интеллекта в образовании: перспективы и последствия. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000382446 (дата обращения: 02.03.2023).
6. Павлюк Е.С. Анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении. Современное педагогическое образование. 2020; 1:65–72 c.
7. Skillbox. Бабаскин А. Что такое идеальный искусственный интеллект и на что он способен. https://skillbox.ru/media/code/kak-iskusstvennyy-intellekt-povliyaet-na-podkhod-k-obrazovaniyu/ (дата обращения: 04.03.2023).
8. Амиров Р.А., Билалова У.М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования. Управленческое консультирование. 2020; 3:80–88 c.
9. Коровникова Н.А. Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы и перспективы. Социальные новации и социальные науки. 2021; 2:98–113 c. https://doi.org/10.31249/snsn/2021.02.07
10. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. В АЦ обсудили возможности и риски применения искусственного интеллекта в сфере образования. https://ac.gov.ru/news/page/v-ac-obsudili-vozmoznosti-i-riski-primeneniaiskusstvennogo-intellekta-v-sfere-obrazovania-27166 (дата обращения: 06.03.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Уколов В.Ф., Трофименко О.В. Управление искусственным интеллектом в сфере высшего образования в целях повышения качества знаний и снижения рисков обучения. Вестник университета. 2023;(5):21-26. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-21-26
For citation:
Ukolov V.F., Trofimenko O.V. Artificial intelligence management in tertiary education in order to improve the quality of knowledge and reduce the risks of learning. Vestnik Universiteta. 2023;(5):21-26. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-21-26