Универсальные характеристики клиповой культуры
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-6-186-194
Аннотация
В статье проведен анализ феномена клиповой культуры. Методологической базой для анализа послужила концепция Э. Тоффлера о динамике развития информационного общества. Выделение универсальных характеристик клиповой культуры с учетом текущего уровня развития инфои техно-сферы стало целью исследования. По результатам исследования определены следующие характеристики клиповости: ускорение и сжатие информации в единицу времени, мозаичность образов, акцент на визуальную и эмоциональную составляющие, формульность повествования, гипертекстовость. Наиболее ярко изменения видны в медиасфере. Однако они наблюдаются и в повседневной жизни, проявляясь вариативностью и многообразием выбора, калейдоскопом образов, фрагментированностью самой жизни. Результаты исследования представляют интерес для социологов, культурологов, психологов, а также специалистов в области образования, проясняя познавательные потребности современной молодежи.
Об авторах
А. П. АвдееваРоссия
Авдеева Анна Павловна - Канд. психол. наук, доц. каф. промышленной логистики
Москва
Ю. А. Сафонова
Россия
Сафонова Юлия Анатольевна - Канд. филос. наук, доц. каф. социологии и культурологии
Москва
Список литературы
1. Тоффлер Э. Третья волна [The Third Wave]. Пер. с англ. Барабанова С., Бурмистрова К., Бурмистровой Л. М.: Изд-во ACT; 2004. 781 с.
2. Моль А. Социодинамика культуры [Sociodynamique de la Culture]. Пер. с фр. Бирюкова Б.В., 3е изд. М.: ЛКИ; 2008. 416 с.
3. Rosen L.D. Me, MySpace, and I: Parenting the Net Generation. New York: St. Martin’s Press; 2007. 273 p.
4. Фрумкин К. Клиповое мышление и судьба линейного текста. https://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения: 11.04.2023).
5. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учебное пособие. М.: Юнити-Дана; 2005. 384 с.
6. Калмыков А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ: монография. Москва: ДиректМедиа; 2016. 99 с.
7. Салихова Ю. Монтаж: как без слов показать кино. https://cinetexts.ru/montage (дата обращения: 11.04.2023).
8. Утилова Н.И. Клиповый монтаж и иллюзорный мир. Вестник ВГИК. 2012;12–13:131–146.
9. Кузьмин В.В., Обидина Ю.С. Реклама как элемент клиповый культуры информационного общества. Juvenis scientia. 2019;7:28–30. DOI http://doi.org/10.32415/jscientia.2019.07.06
10. Шеметова Т. Клиповая культура и некоторые подходы к описанию музыкального клипа. Наука телевидения. 2010;7:291–299.
11. Оганесова Ю.А. Выразительные средства телевизионных программ культурно-просветительской тематики. Воронеж: Воронежский государственный университет; 2014. 170 с.
12. Романов Н.А. Клиповая культура в современном медиапространстве. Человек. Культура. Образование. 2017;3(25): 97–106.
13. Коноплева А.С. Влияние клиповой культуры на структуру романа-путешествия Шерил Стрэйд «Дикая. Опасное путешествие как способ обрести себя». В кн.: Туголукова А.В. (ред.). Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам XXX международный научно-практической конференции, Москва, 29 июня 2018 г. М.: ИП Туголуков А.П.; 2018. С. 295–299.
14. Романов Н.А. Перекодировка оперной постановки в ситуации современного медиапространства. Человек и культура. 2017;3:54–61. DOI http://doi.org/10.25136/2409-8744.2017.3.23512
15. Лаврова С.В. Мультимедиа-опера Фаусто Ромителли. «Индекс металлов» – реквием по материи. PHILHARMONICA. International Music Journal. 2018;4:24–41. DOI http://doi.org/10.7256/2453-613X.2018.4.28551
16. Эрарта. Клиповое мышление современного театра. https://www.erarta.com/ru/museum/news/report/detail/news-02281/ (дата обращения: 11.04.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Авдеева А.П., Сафонова Ю.А. Универсальные характеристики клиповой культуры. Вестник университета. 2023;1(6):186-194. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-6-186-194
For citation:
Avdeeva A.P., Safonova Yu.A. Universal characteristics of clip culture. Vestnik Universiteta. 2023;1(6):186-194. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-6-186-194