Характеристика доступности психологической помощи для детей и их родителей (по данным деятельности детского телефона доверия)
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-10-236-244
Аннотация
Целью статьи выступает выявление потребности детей и их родителей в услугах психологической помощи по телефону доверия и оценка ее доступности. Данная статья является второй частью публикаций, посвященных методическим подходам и анализу деятельности детского телефона доверия (далее – ДТД). Эмпирической базой исследования выступили данные учета деятельности служб ДТД в российских регионах, аккумулируемые Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также данные официального статистического учета и выборочных обследований по социально-демографическим проблемам Федеральной службы государственной статистики. Изучены масштабы и структура деятельности детского телефона доверия в Российской Федерации. На основе эмпирических значений представлена динамика обращений на ДНД по категориям обратившихся и вопросам обращения, охарактеризованы произошедшие изменения. В структуре обращений и обратившихся представлены группы и категории, вызывающие наибольший интерес. Наибольшее число обращений поступило от детей и подростков, далее – от иных граждан, наименьшее число обращений – от родителей детей и лиц, их заменяющих. Анализ структуры обращений показывает, что ведущее место среди проблем, с которыми обращаются на ДТД, занимают детско-родительские отношения, отношения ребенка со сверстниками, учебные проблемы и проблемы профориентации. Проведенный в статье анализ может быть полезен в работе центров психологической помощи детям и на горячей линии ДТД, а также использован в учебной и практической деятельности учебных заведений.
Об авторах
О. В. КучмаеваРоссия
Кучмаева Оксана Викторовна - доктор экономических наук, гл. науч. сотр. отдела семьи и семейно-демографической политики.
Москва
Л. А. Давлетшина
Россия
Давлетшина Лейсан Анваровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры статистики.
Москва
Список литературы
1. Ростовская Т.К., Шабунова А.А., Архангельский В.Н. и др. Демографическое самочувствие регионов России. Национальный демографический доклад-2020 ФНИСЦ РАН. М.: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА»; 2021. 214 с.
2. Калабихина И.Е., Кучмаева О.В., Калмыкова Н.М. и др. Методологические подходы к совершенствованию статистического мониторинга благополучия детей в рамках реализации мероприятий десятилетия детства в России. Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021;4:134–165. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2021_4_134_165
3. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Развитие деятельности детского телефона доверия. М.: Перо; 2018. 85 с.
4. Трофимова И.Н. Снижение социального самочувствия как фактор распространения экстремизма в молодежной среде. Противодействие терроризму. Проблемы XXI века. 2014;4:50–55.
5. Ковров В.В., Кожухарь Г.С. Информированность подростков об услугах, предоставляемых детским телефоном доверия. Психологическая наука и образование. 2013;4:1–14.
6. Гapтфельдeр Д.B. Дистанционная психологическая помощь: обзор современных возможностей и ограничений. Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2016;3(12):77–96.
7. Кульбацкая Е.Р. Интернет-буллинг: сущность и формы проявления в подростковой среде. Трибуна ученого. 2022;6:473–478.
8. Федеральная служба государственной статистики. Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания. https://gks.ru/free_doc/new_site/GKS_KDU_2021/index.html (дата обращения: 25.07.2023).
9. Федеральная служба государственной статистики. Выборочное наблюдение состояние здоровья населения. https://gks.ru/free_doc/new_site/zdor21/PublishSite_2021/index.html (дата обращения: 25.07.2023).
10. Давлетшина Л.А., Садовникова Н.А., Безруков А.В., Лебединская О.Г. Социальное самочувствие населения России в период пандемии (на основе данных выборочных обследований). Вопросы статистики. 2021;4(28):67–79. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-4-67-79
11. Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Ермолаева А.В. Модель подготовки и сопровождения специалистов детского телефона доверия в системе дополнительного образования. Психология и право. 2019;3(9):84–97.
12. Давлетшина Л.А. Методы прикладной статистики для социологов. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=dnmcqy (дата обращения: 25.07.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Кучмаева О.В., Давлетшина Л.А. Характеристика доступности психологической помощи для детей и их родителей (по данным деятельности детского телефона доверия). Вестник университета. 2023;(10):236-244. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-10-236-244
For citation:
Kuchmaeva O.V., Davletshina L.A. Characteristics of availability of psychological assistance for children and their parents (according to child helpline activities). Vestnik Universiteta. 2023;(10):236-244. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-10-236-244