Место системы высшего образования в инновационной сфере в решении проблемы кадрового обеспечения инновационной экономики. Часть II
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-11-52-60
Аннотация
Данная статья является продолжением исследования роли направления «Инноватика» в системе высшего образования для подготовки кадров инновационной экономики. Она посвящена проблеме развития сетевого проектного обучения в рамках реализации модели предпринимательского университета. Суть проблемы заключается в реализации предпринимательских компетенций в технических вузах для продвижения технологических стартапов за счет использования профессиональных компетенций студентов направления «Инноватика». Вторая часть так же, как и первая, базируется на применении симплекс-метода Басадура по поиску решений нестандартных проблем управления, при котором устанавливается круг факторов, способствующих решению. Наиболее важным фактором развития успешной коллаборации является определение барьеров взаимодействия. Существенными являются барьеры, связанные с недостаточным знакомством с партнером, то есть низкая инновационная восприимчивость коллаборации. Цель исследования – определение внешних факторов инновационной восприимчивости сетевого взаимодействия вузами-разработчиками новшеств. В качестве основного барьера инновационной восприимчивости менеджера по инновациям установлена низкая востребованность на рынке труда из-за отсутствия стандартизации его деятельности в условиях высокой роли этого аспекта регулирования рынка труда в России. В результате предложено авторское видение состава и ключевых требований для разработки профессиональных стандартов в области инноватики для продвижения менеджера по инновациям на рынке труда и повышения инновационной восприимчивости рынка новшеств к уровню его квалификации.
Об авторах
И. С. ПрохороваРоссия
Прохорова Инна Сергеевна - канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления в строительстве.
Москва
Ю. Н. Кафиятуллина
Россия
Кафиятуллина Юлия Насиховна - ст. преп. каф. управления организацией в машиностроении.
Москва
Список литературы
1. Кафиятуллина Ю.Н., Прохорова И.С. Место системы высшего образования в инновационной сфере в решении проблемы кадрового обеспечения инновационной экономики. Часть I. Вестник университета. 2023;(10):47–55. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-10-47-55
2. Сергеева К.Н. Формирование конкурентоспособной инновационной экосистемы университета. М.: Государственный университет управления; 2015. 222 с.
3. Василенко Н.В. Институциональные особенности коллаборации в организационных структурах инновационной экономики. π-Economy. 2016;4(246):21–28. https://doi.org/10.5862/JE.246.2
4. Байков Е.А., Хакимова Л.Р. Коллаборация брендов как эффективный инструмент инновационных процессов современной экономики. Петербургский экономический журнал. 2018;3:39–46.
5. Бабкин А.В., Байков Е.А. Коллаборация промышленных и творческих кластеров в экономике: сущность, формы, особенности. π-Economy. 2018;4(11):141–164. https://doi.org/10.18721/JE.11411
6. Хансен М. Коллаборация. Как перейти от соперничества к сотрудничеству. Пер. с англ. Ю. Гиматовой. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2017. 288 с.
7. Дегтярева В.В., Прохорова И.С. Оценка конкурентных позиций на рынке труда бакалавров по направлению «Инноватика» в рамках реализуемой программы «Национальная технологическая инициатива». Вестник университета. 2016;7–8:195–201.
8. Тарасова В.Н., Ляпина С.Ю., Дегтярева В.В. Специалисты по инновациям как аналитики цифровой трансформации (на примере развития транспортных систем будущего). Инновации. 2019;12(254):11–21. https://doi.org/10.26310/2071-3010.2020.254.12.002
9. Редько С.Г., Цветкова Н.А., Селедцова И.А. Подход к подготовке специалистов с учетом вызовов цифровой экономики (на примере обучения проектной деятельности). Инновации. 2019;12(254):22–29. https://doi.org/10.26310/2071-3010.2020.254.12.003
10. Москалев А.К., Вершков А.В. Формирование профессионально-ориентированного обучения направления «Инноватика» в ресурсообеспечивающих регионах. Опыт Сибирского федерального университета. Инновации. 2019;12(254):29–33. https://doi.org/10.26310/2071-3010.2020.254.12.004
11. Султанова Д.Ш., Маляшова А.Ю. Развитие направления 27.03.05 «Инноватика» в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Инновации. 2019;12(254):47–50. https://doi.org/10.26310/2071-3010.2020.254.12.006
12. Итс Т.А, Итс А.Е. Изменение подходов к подготовке специалистов по управлению инновациями в соответствии с современными трендами (опыт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого). Инновации. 2019;12(254):51–57. https://doi.org/10.26310/2071-3010.2020.254.12.007
13. Europass. European Union from 2021. https://europa.eu/europass/en (дата обращения: 01.09.2023).
14. City & Guilds Group Business (2021). Qualifications and apprenticeships. https://www.cityandguilds.com/qualifications-and-apprenticeships#fil=uk (дата обращения: 01.09.2023).
15. GQA Qualifications. Case Studies Centres (2021). https://gqaqualifications.com/news-category/case-studies-centres/ (дата обращения: 01.09.2023).
16. Moseikin Yu.N. The global market of educational services: current trends and the Russian practice. Advanced science letters. 2018;24(7):4942–4945. https://doi.org/10.1166/asl.2018.11239
17. Ashmarina S., Nikulina E. Assessment of global trends impact on development of hinger education system. Problems and perspectives in management. 2017;3(15):365–376. https://doi.org/10.21511/ppm.15(3-2).2017.06
18. Tagunova I.A., Dolgaya O.I., Shaposnikova T.D., Sukhin I.G., Naydenova I.S. Education development trend in global dimension. In: The European proceedings of social and behavioural sciences EPSBS: Proceedings of the EEIA 2019 – International conference “Education Environment for the Information Age”, Moscow, June 04–05, 2019. Moscow: Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education; 2019. Pp. 908–915.
19. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) (с изменениями и дополнениями на 01.03.2021г.) http://ivo.garant.ru/#/document/70968844/paragraph/1:0/ (дата обращения: 03.09.2023)
20. Правительство Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (с изменениями и дополнениями). https://base.garant.ru/70304190/#friends/ (дата обращения: 05.09.2023).
21. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Проект Приказа «Об утверждении профессионального стандарта „Специалист по оценке инновационных проектов“ (подготовлен Минтрудом России 29.12.2017)». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56640845/?ysclid=lo5u5rt0na116382066#review (дата обращения: 07.09.2023)
22. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Приказ Минобрнауки России от 31.07.2020 № 870 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 27.03.05 «Инноватика» (зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2020 № 59355). https://www.rea.ru/ru/org/managements/uchmetupr/Documents/Standarts/FGOS%20VO/Bakalavriat/Standart_27.03.05_Innovatika_2020.pdf (дата обращения: 09.09.2023)
Рецензия
Для цитирования:
Прохорова И.С., Кафиятуллина Ю.Н. Место системы высшего образования в инновационной сфере в решении проблемы кадрового обеспечения инновационной экономики. Часть II. Вестник университета. 2023;(11):52-60. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-11-52-60
For citation:
Prokhorova I.S., Kafiyatullina Yu.N. The place of the higher education system in the innovation sphere in solving the problem of staffing the innovative economy. Part II. Vestnik Universiteta. 2023;(11):52-60. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-11-52-60