Сравнительный анализ подходов к оценке рыночной стоимости бизнеса в отечественной и зарубежной практике
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-130-141
Аннотация
Наибольшим спросом в современном мире пользуется такая услуга, как оценка бизнеса. Оценочная деятельность позволяет выявить важные характеристики конкретного бизнеса, что необходимо для принятия управленческих решений владельцами компаний. Результаты оценки бизнеса используются для того, чтобы определить существующие перспективы: наличие инвестиционных возможностей, пути оптимизации бизнес-процессов, потребность в расширении хозяйственной деятельности и пр. Согласно статистическим данным, несколькими десятилетиями раннее оценка бизнеса осуществлялась не больше, чем в 10 % случаев. В настоящее время, напротив, более 90 % компаний заинтересованы в регулярной оценке. Однако широкая востребованность оценки бизнеса позволила выявить ряд актуальных проблем, которые необходимо решить в будущем. Одной из наиболее серьезных трудностей является наличие проблемных зон в национальной нормативно-правовой базе. В работе рассматривается процесс оценки бизнеса с помощью основных методов и подходов, анализируется зарубежный опыт по теме исследования, а также проведена оценка стоимости отечественного предприятия различными методами. Авторы пришли к выводу, что нужно выбирать тот метод, который может быть наиболее эффективным при оценке стоимости конкретного предприятия в конкретных условиях.
Ключевые слова
Об авторах
Э. Н. ГавриловаРоссия
Гаврилова Элеонора Николаевна - канд. экон. наук, доц. каф. финансового учета;
доц. каф. стратегического и инновационного развития,
г. Москва
Д. Н. Хасянова
Россия
Хасянова Динара Наимевна - магистрант,
г. Москва
Список литературы
1. Барышникова Н.С., Баранова А.П. Оценка стоимости бизнеса в сделках слияния и присоединения. Сибирская финансовая школа. 2023;2:103–107. https://doi.org/10.34020/1993-4386-2023-2-103-107
2. Козлова Н.И. Преимущества и ограничения передовых подходов к управлению стоимостью бизнеса. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2022;1(51):18–23.
3. Кувалдин Д.А. Оценка бизнеса за рубежом. Концепт. 2019;1:29–39.
4. Куксова И.В., Дмитриева Ю.В. Основные подходы к управлению стоимостью бизнеса. В кн.: Менеджер года – 2022: материалы всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 1 апреля, 2022 г. Воронеж: Воронежский государственный лесотехнический университет; 2022. С. 133–136.
5. Ревуцкая И.В. Российский и зарубежный опыт оценки стоимости компании. Экономика. Налоги. Право. 2011;3:190–197.
6. Сазонова А.А., Нешпор А.Н., Пересмехин А.А., Корнилова А.Д. Инструментарий оценки и управления стоимостью бизнеса. В кн.: Право, экономика и управление: состояние, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 15 июня, 2023 г. Чебоксары: Среда; 2018. С. 220–224.
7. Бурыкин Е.С. Подходы к принятию оптимального управленческого решения: рациональный и интуитивный. Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2022;2(41):74–80. https://doi.org/10.21777/2587-554X-2022-2-74-80
8. Назаренко О.В., Лесников А.Н. Влияние финансовых механизмов на стоимость компании в условиях структурных рисков. Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2021;1(36):23–29. https://doi.org/10.21777/2587-554X-2021-1-23-29
9. Яковлев Д.С. Современные способы оценки стоимости бизнеса. В кн.: Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов XVII международной конференции, Екатеринбург, 17–19 ноября, 2022 г. Екатеринбург: Ажур; 2023. С. 1203–1205.
10. Назаренко О.В., Мальков С.В. Cпособы нивелирования ограничений системы финансового планирования непубличных компаний при прогнозировании стоимости бизнеса. Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2023;2(45):33–39.
Рецензия
Для цитирования:
Гаврилова Э.Н., Хасянова Д.Н. Сравнительный анализ подходов к оценке рыночной стоимости бизнеса в отечественной и зарубежной практике. Вестник университета. 2024;(3):130-141. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-130-141
For citation:
Gavrilova E.N., Hasjanova D.N. Comparative analysis of approaches to assessing the market cost of business in domestic and foreign practice. Vestnik Universiteta. 2024;(3):130-141. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-3-130-141