Развитие концепций трансформации розничной торговли под влиянием промышленных революций
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-6-121-129
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена отсутствием работ по изучению влияния промышленных революций на розничную торговлю и концепций ее трансформации.
Целью статьи является исследование влияния промышленных революций на розничную торговлю и развития концепций ее трансформации.
В качестве методологической базы применялись методы индукции, дедукции, сравнения, системного анализа. В рамках исследования автор обобщил результаты научных работ в области технологического развития и смены промышленных революций, влияния технологических инноваций на розничную торговлю. Предложены базовые характеристики промышленных революций: условия наступления и результаты, их временные границы, соответствующие им технологические уклады. Достижения каждой промышленной революции используются в экономике, вызывая цепную реакцию в ее отраслях. Розничная торговля представлена как вторичный сегмент внедрения технологических инноваций по отношению к промышленности. При этом она прошла такие же этапы трансформации, как и промышленность. Автор выделил пять концепций розничной торговли, обосновал временные рамки перехода к ним, привел факторы трансформации торгового обслуживания. Приведено обоснование того, что при смене промышленных революций содержание торгового процесса не меняется, трансформируются обеспечивающие его осуществление ресурсы в целях повышения качества торгового обслуживания населения.
Об авторе
Л. С. КлимченяБеларусь
Людмила Сергеевна Климченя, канд. экон. наук, докторант
Минск
Список литературы
1. Глазьев С.Ю., Харитонов В.В. (ред.) Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике. М.: «Тровант»; 2009. 304 с.
2. Мальцев А.А. От третьей промышленной революции – к четвертой (сравнительный обзор концепций). AlterEconomics. 2022;1(19):131–146. doi: 10.31063/AlterEconomics/2022.19-1.8
3. Усков В.С. Развитие цифровой экономики РФ в условиях научно-технологических изменений: монография. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН; 2021. 167 с.
4. Егорушкина Т.Н. Проблемы трансформации рынка труда под влиянием четвертой промышленной революции. Сфера услуг: инновации и качество. 2021;54:23–36.
5. Литвин Е.В., Татарчук И.Р., Минец В.В. Обувное производство в пяти промышленных революциях. Дизайн и технологии. 2020;80(120):31–35.
6. Аренс Ю.А., Каткова Н.А., Халимон Е.А., Брикошина И.С. Пятая промышленная революция – инновации в области биотехнологий и нейросетей. E-Management. 2021;3(4):11–19. doi: 10.26425/2658-3445-2021-4-3-11-19
7. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. М.: ИНФРА–М; 2021. 381 с.
8. Моттаева А.Б. Основные аспекты влияния цифровой экономики на строительную отрасль. E-Management. 2023;4(6):4–13. doi: 10.26425/2658-3445-2023-6-4-4-13
9. Николаев С.В. Многоаспектность и системность цифровой трансформации: устойчивое развитие на примере транспортного комплекса. E-Management. 2023;3(6):39–50. doi: 10.26425/2658-3445-2023-6-3-39-50
10. Пономаренко Е.В. Новые модели развития университетов в мире в условиях цифровой революции: теоретические и практические подходы. Государственная служба. 2017;6(19):57–63. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-modeli-razvitiya-universitetov-v-mire-v-usloviyah-tsifrovoy-revolyutsii-teoreticheskie-i-prakticheskie-podhody
11. Медведева Ю.Ю. Развитие концепций маркетинга в торговле. В кн.: Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли : материалы Научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 4–6 июня 2019. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 2019. С. 309–313.
12. Панюкова В.В. Эволюция розничной торговли и формирование ее интегрирующей роли в ХХI веке. М.: Креативная экономика; 2017. 194 с.
13. Жуковская И.Ф. Ритейл 4.0: Розничная торговля в цифровом мире. Modern Economy Success. 2023;1:325–331.
14. Наговицина Л.П., Шнорр Ж.П. Розничная торговля 4.0: характерные черты и технологии развития. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020;3:260–274. URL: https://journals.bukep.ru/index.php/path1/article/view/496
15. Har L.L., Rashid U.K., Chuan L.T., Sen S.C., Xia L.Y. Revolution of Retail Industry: From Perspective of Retail 1.0 to 4.0. Procedia Computer Science. 2022;4(200):1615–1625. doi: 10.1016/j.procs.2022.01.362
16. Хасис Л.А. (ред.) История русского магазина. М.: Аркаим; 2006. 256 с.
17. Климченя Л.С. Электронная торговля в контексте трансформации торговых процессов. Научные труды РИВШ. 2022;21:57–64.
18. Климченя Л.С. Электронная торговля: понятие и сущность. В кн.: Цифровое управление государством и бизнесом : материалы Международного форума, Москва, 15 марта 2022 г. М.: Государственный университет управления; 2022. С. 151–155.
Рецензия
Для цитирования:
Климченя Л.С. Развитие концепций трансформации розничной торговли под влиянием промышленных революций. Вестник университета. 2024;(6):121-129. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-6-121-129
For citation:
Klimchenia L.S. Retail transformation concepts development under the influence of industrial revolutions. Vestnik Universiteta. 2024;(6):121-129. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-6-121-129