Теоретические аспекты системы нематериальных активов в процессе стратегического управления предприятиями: определение, характеристики, классификации
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-8-41-54
Аннотация
Исследованы теоретические аспекты системы нематериальных активов в рамках стратегического управления предприятиями. В частности, выделены точки зрения отечественных и зарубежных ученых относительно дефиниции понятия «нематериальные активы». Предложено авторское определение нематериальных активов как совокупности ресурсов и активов компании, которые не имеют физической формы, задействуются в процессе создания товаров (услуг) в течение длительного периода времени (больше года), участвуют в создании ценностей, обеспечивающих компании конкурентное преимущество на рынке и отвечающие требованиям идентифицируемости (выделение объекта из других ресурсов), наличия будущих прибылей от их использования и прямого или косвенного контроля со стороны компании. В качестве базовых критериев выделения нематериальных активов выступают идентифицируемость, контроль над ними и наличие прибыли от их использования в будущем. Несмотря на многообразие имеющихся подходов в зарубежной литературе к классификациям нематериальных активов, в качестве основополагающей, на наш взгляд, выступает классификация, в которую входят человеческие, клиентские и структурные активы (капитал). Сделан вывод о смещении акцента исследований зарубежных авторов от организационных (структурных) нематериальных активов, таких как корпоративная культура, организационная структура, бренд, к потребительским и отношенческим (клиентским) нематериальным активам, таким как уровень удовлетворенности и лояльности потребителей, ценность взаимоотношений. В качестве направления дальнейших исследований выступает анализ методологических подходов к оценке нематериальных активов, вопросов их создания, моделирования и использования компаниями.
Ключевые слова
Об авторе
В. М. СедельниковРоссия
Седельников Владислав Михайлович, Мл. науч. сотр.
г. Екатеринбург
Список литературы
1. Stickney C.P., Weil R.L., Schipper K., Francis J. Financial Accounting: An Introduction to Concepts, Methods and Uses. 13th ed. South-Western College Pub.; 2009. 959 p.
2. Moro-Visconti R. The Valuation of Digital Intangibles. Technology, Marketing and Internet. 1st ed. Palgrave Macmillan Cham; 2020. 536 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-36918-7
3. Edvinsson L. Some perspectives on intangibles and intellectual capital 2000. Journal of Intellectual Capital. 2000;1(1):12–16. https://doi.org/10.1108/14691930010371618
4. Daum J.H. Intangibles Assets and Value Creation. 1st ed. John Wiley & Sons, Bognor Regis; 2003. 444 p.
5. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций. М.: Поколение; 2007. 368 с.
6. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления. СПб.: Высшая школа менеджмента; 2010. 436 с.
7. Castilla-Polo F., Gallardo-Vázquez D. The main topics of research on disclosures of intangible assets: a critical review. Accounting, Auditing & Accountability Journal. 2016;2(29):323–356. https://doi.org/10.1108/aaaj-11-2014-1864
8. Ларина Т.Е. Система управления предприятием, основанная на нематериальных активах. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017;2(63):290–296. https://doi.org/10.21295/2223-5639-2017-2-290-296
9. Lev B. Intangibles: Management, Measurement, and Reporting. Washington, D.C.: Brookings Institution Press; 2001. 227 p.
10. Sveiby K.-E. Methods for Measuring Intangible Assets. Management and Organization. Helsinki; 2010. 12 p.
11. Tsai Ch.–F., Lu Y.–H., Yen D.C. Determinants of intangible assets value: The data mining approach. Knowledge-Based Systems. 2012;31:67–77. https://doi.org/10.1016/j.knosys.2012.02.007
12. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: Питер; 2001. 288 С.
13. Salamudin N., Bakar R., Ibrahim M.K., Hassan F.H. Intangible assets valuation in the Malaysian capital market. Journal of Intellectual Capital. 2010;3(11):391–405. https://doi.org/10.1108/14691931011064608
14. Макарова Н.В., Кассис Э.С., Малицына Е.Р. Инвестиции в нематериальные активы на предприятиях общественного питания. Актуальные вопросы современной экономики. 2022;5:837–846. https://doi.org/10.34755/IROK.2022.45.77.051
15. Lopes I.T., Rodrigues A.M.G. Intangible Assets Identification and Valuation – a Theoretical Framework Approach to the Portuguese Airlines Companies. The Electronic Journal of Knowledge Management. 2007;2(5):193–202.
16. Ramírez Córcoles Y. Towards the convergence of accounting treatment for intangible assets. Intangible Capital. 2010;2(6):185–201. https://doi.org/10.3926/ic.2010.v6n2.p185-201
17. Kashkinbayev A., Jaxybekova G., Rustamov B., Zhaishylyk N. The impact of intangible assets on the value of FMCG companies worldwide. Journal of Innovation & Knowledge. 2023;1(8):100330. https://doi.org/10.1016/j.jik.2023.100330
18. Proskurina N.N., Gorokhovets Y.A. Methodical approaches to the classification of intangible assets. Scientific Bulletin of the Odessa National Economic University. 2016;115−127.
19. Ismailova P.I., Mamaeva U.Z. Intangible assets as object of audit. Topical Issues of Modern Economics in the Global World. 2018;7:119–122.
20. Biimyrsaeva E.M. Intangible assets as a tool to increase the profitability and competitiveness of organizations. Science and Innovative Technologies. 2016;1-2(1):188–191.
21. Nichita E.-M. Intangible assets – insights from a literature review. Journal of Accounting and Management Information Systems. 2019;2(18):224–261. https://doi.org/10.24818/jamis.2019.02004
22. Axtle Ortiz M.A. Intellectual Capital (Intangible Assets) Valuation Considering the Context. Journal of Business & Economics Research (JBER). 2011;4(9):35–42. https://doi.org/10.19030/jber.v4i9.2694
23. Madhani P.M. Intangible Assets: Value Drivers for Competitive Advantage. Best Practices in Management Accounting. 2012;146-165. https://doi.org/10.1057/9780230361553_10
24. Rohaizad N.F.H.M., Hamzah E., Hashim H.A., Ismail A. Tangible and intangible factors incorporated for infrastructure asset valuation. Planning Malaysia: Journal of the Malaysian Institute of Planners. 2021;3(19):1–12. https://doi.org/10.21837/pm.v19i17.982
25. Ito K., Umeda S., Sekiya H. Impact of Intangibles on Corporate Value. Journal of Human Resource and Sustainability Studies. 2020;2(8):131–150. https://doi.org/10.4236/jhrss.2020.82008
Рецензия
Для цитирования:
Седельников В.М. Теоретические аспекты системы нематериальных активов в процессе стратегического управления предприятиями: определение, характеристики, классификации. Вестник университета. 2024;(8):41-54. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-8-41-54
For citation:
Sedelnikov V.M. Theoretical aspects of the intangible assets system in the process of enterprises strategic management: definition, characteristics, classifications. Vestnik Universiteta. 2024;(8):41-54. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-8-41-54