Личностная зрелость и выбор стратегий поведения в конфликте сотрудников сферы обслуживания
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-238-250
Аннотация
В данной работе исследуется взаимосвязь личностной зрелости и стратегий поведения в конфликте у сотрудников сфер обслуживания. Личностная зрелость представляет собой сложный комплекс личностных свойств, включающий в себя ряд параметров, таких как самоактуализация, ответственность, эмоциональная, духовная, а также нравственная зрелость. Стратегии поведения в конфликте – поведенческий копинг взаимодействия человека при возникновении конфликтной ситуации. Личностные особенности сотрудников сфер обслуживания включают такие ключевые компоненты, как экстраверсия, невротизм, высокий эмоциональный интеллект и эмпатия. Используя 5 методик, комплексно диагностирующих личностную зрелость человека, а также приоритет стратегии поведения в конфликте и копинг-стратегий в трудных ситуациях, авторы выявляют взаимосвязь между изучаемыми свойствами личности у сотрудников сфер обслуживания. Результаты исследования показали средний и высокий уровни личностной зрелости у работников данных сфер с приоритетом таких стратегий, как сотрудничество, приспособление и компромисс. Выявлено, что личностно зрелые работники избирают следующие копинг-стратегии: планирование и положительную переоценку. Отрицательная взаимосвязь прослеживается с такими копинг-стратегиями, как ответственность и компромисс.
Об авторах
В. А. ЖуравлевРоссия
Журавлев Владимир Андреевич, Студент
г. Москва
С. Б. Тайсаева
Россия
Тайсаева Светлана Борисовна, Канд. психол. наук, доц. каф. политического анализа и социально-психологических процессов
г. Москва
Список литературы
1. Белова Е.В., Зинченко Е.В. Личностные особенности специалистов call-центра в связи с объективными и субъективными показателями успешности их профессиональной деятельности. Russian Journal of Education and Psychology. 2016;12(68):94–113. http://doi.org/10.12731/2218-7405-2016-12-94-113
2. Русалов В.М. Зрелость: эмоциональная, нравственная, личностная, интеллектуальная, социальная, биологическая. Единая или множественная характеристика? В кн.: Феномен и категория зрелости в психологии. М.: Институт психологии Российской академии наук; 2007. С. 29–46.
3. Гудзовская А.А., Шпунтова В.В. О компонентах личностной зрелости. Российский психологический журнал. 2016;2(13):36–46.
4. Иванников В.А. Проблема сознания в ранних работах А.Н. Леонтьева. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023;2(46):124–132. https://doi.org/10.11621/LPJ-23-19
5. Лукина Е.А. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; 2006. 258 с.
6. Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте. Сибирский торгово-экономический журнал. 2015;1(20):91–92.
7. Judge T.A., Heller D., Mount M.K. Five-factor model of personality and job satisfaction: a meta-analysis. Journal of Applied Psychology. 2002;3(87):530–541. http://dx.doi.org/10.1037//0021-9010.87.3.530
8. Bek J., Hardi I. Search for the Supermom: a magical parent for the inner child in psychological counseling. International Journal of Psychology. 2023;7(38):563–577.
9. Ashill N.J., Gibbs T. Coping with stress: a study of retail banking service workers in Russia. Journal of Retailing and Consumer Services. 2015;23:58–69. http://dx.doi.org/10.1016/j.jretconser.2014.12.006
10. Cheng C., Bartram T. The role of team climate in the relationship between job satisfaction and service quality. International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2021;10(33):3210–3227.
11. Лихачева Е.А. Психолого-акмеологические уровни развития нравственных ценностей специалистов-управленцев. Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых. 2013;1.
Рецензия
Для цитирования:
Журавлев В.А., Тайсаева С.Б. Личностная зрелость и выбор стратегий поведения в конфликте сотрудников сферы обслуживания. Вестник университета. 2025;(1):238-250. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-238-250
For citation:
Zhuravlev V.A., Taisaeva S.B. Personal maturity and choice of strategies of behaviour in the conflict of service sector employees. Vestnik Universiteta. 2025;(1):238-250. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-238-250