Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Личностная зрелость и выбор стратегий поведения в конфликте сотрудников сферы обслуживания

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-238-250

Аннотация

В данной работе исследуется взаимосвязь личностной зрелости и стратегий поведения в конфликте у сотрудников сфер обслуживания. Личностная зрелость представляет собой сложный комплекс личностных свойств, включающий в себя ряд параметров, таких как самоактуализация, ответственность, эмоциональная, духовная, а также нравственная зрелость. Стратегии поведения в конфликте – поведенческий копинг взаимодействия человека при возникновении конфликтной ситуации. Личностные особенности сотрудников сфер обслуживания включают такие ключевые компоненты, как экстраверсия, невротизм, высокий эмоциональный интеллект и эмпатия. Используя 5 методик, комплексно диагностирующих личностную зрелость человека, а также приоритет стратегии поведения в конфликте и копинг-стратегий в трудных ситуациях, авторы выявляют взаимосвязь между изучаемыми свойствами личности у сотрудников сфер обслуживания. Результаты исследования показали средний и высокий уровни личностной зрелости у работников данных сфер с приоритетом таких стратегий, как сотрудничество, приспособление и компромисс. Выявлено, что личностно зрелые работники избирают следующие копинг-стратегии: планирование и положительную переоценку. Отрицательная взаимосвязь прослеживается с такими копинг-стратегиями, как ответственность и компромисс.

Об авторах

В. А. Журавлев
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Журавлев Владимир Андреевич, Студент 

г. Москва



С. Б. Тайсаева
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

Тайсаева Светлана Борисовна, Канд. психол. наук, доц. каф. политического анализа и социально-психологических процессов 

г. Москва



Список литературы

1. Белова Е.В., Зинченко Е.В. Личностные особенности специалистов call-центра в связи с объективными и субъективными показателями успешности их профессиональной деятельности. Russian Journal of Education and Psychology. 2016;12(68):94–113. http://doi.org/10.12731/2218-7405-2016-12-94-113

2. Русалов В.М. Зрелость: эмоциональная, нравственная, личностная, интеллектуальная, социальная, биологическая. Единая или множественная характеристика? В кн.: Феномен и категория зрелости в психологии. М.: Институт психологии Российской академии наук; 2007. С. 29–46.

3. Гудзовская А.А., Шпунтова В.В. О компонентах личностной зрелости. Российский психологический журнал. 2016;2(13):36–46.

4. Иванников В.А. Проблема сознания в ранних работах А.Н. Леонтьева. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023;2(46):124–132. https://doi.org/10.11621/LPJ-23-19

5. Лукина Е.А. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости. Дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет; 2006. 258 с.

6. Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте. Сибирский торгово-экономический журнал. 2015;1(20):91–92.

7. Judge T.A., Heller D., Mount M.K. Five-factor model of personality and job satisfaction: a meta-analysis. Journal of Applied Psychology. 2002;3(87):530–541. http://dx.doi.org/10.1037//0021-9010.87.3.530

8. Bek J., Hardi I. Search for the Supermom: a magical parent for the inner child in psychological counseling. International Journal of Psychology. 2023;7(38):563–577.

9. Ashill N.J., Gibbs T. Coping with stress: a study of retail banking service workers in Russia. Journal of Retailing and Consumer Services. 2015;23:58–69. http://dx.doi.org/10.1016/j.jretconser.2014.12.006

10. Cheng C., Bartram T. The role of team climate in the relationship between job satisfaction and service quality. International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2021;10(33):3210–3227.

11. Лихачева Е.А. Психолого-акмеологические уровни развития нравственных ценностей специалистов-управленцев. Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых. 2013;1.


Рецензия

Для цитирования:


Журавлев В.А., Тайсаева С.Б. Личностная зрелость и выбор стратегий поведения в конфликте сотрудников сферы обслуживания. Вестник университета. 2025;(1):238-250. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-238-250

For citation:


Zhuravlev V.A., Taisaeva S.B. Personal maturity and choice of strategies of behaviour in the conflict of service sector employees. Vestnik Universiteta. 2025;(1):238-250. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-1-238-250

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)