Феномен культуры соучастия в сетевой коммуникации и его обучающий потенциал
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-2-36-43
Аннотация
Изучен малоисследованный российскими учеными новый культурный феномен – культура соучастия, сущность которой состоит в совместной разработке и создании цифрового контента членами виртуального сообщества, объединенного интересами, стандартами и ценностями. Доказано, что культура соучастия, зародившаяся как форма досуга и развлечения членов фандома, имеет недооцененный обучающий потенциал. Традиционное классическое университетское образование в силу своего консерватизма и инертности продолжает опираться на старые испытанные учебные приемы, тогда как пришедшее на студенческую скамью поколение Z в силу специфики первичной социализации, которую можно назвать «цифровой», и цифрового разрыва обучающих и обучаемых не в состоянии адекватно реагировать на применяемые образовательные методики. Методику соучастия можно использовать в сфере высшего образования, потому что деятельность виртуального сообщества по коллективному созданию нового виртуального контента дает навыки работы в команде, тренирует креативность, умение анализировать и оценивать свою работу и деятельность коллег по сообществу. Эти навыки и компетенции важны выпускнику вуза и помогут ему адаптироваться и найти свое место в динамично меняющемся социуме. Университету вскоре придется выдерживать конкуренцию с новыми моделями представления образовательного контента (бесплатные лекции, подкасты и др.), поэтому сфера высшего образования нуждается в новых обучающих технологиях, порождаемых киберпространством.
Об авторах
Л. В. КожевниковаРоссия
Кожевникова Лариса Васильевна – канд. филос. наук, доц. каф. философии
г. Москва
И. Е. Старовойтова
Россия
Старовойтова Ирина Евгеньевна – канд. филос. наук, доц. каф. философии
г. Москва
Список литературы
1. Глухов А.П. Особенности культуры виртуальных коммуникаций поколения Z: менеджмент режимов коммуникации. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018;4(30):157–166.
2. Батов В.И., Муромцев В.В., Муромцева A.B. Виртуальная коммуникация как феномен культуры. Философские науки. 2008;7:98–107.
3. Авдеева И.А. Особенности виртуальной коммуникации и организации виртуальных сообществ в пространстве глобальной сети. Философия и общество. 2016;4:20–33.
4. Rheingold H. The Virtual Community. New York: Perennial; 1994. 335 p.
5. Невесенко Е.Д. Специфика формирования и функционирования интернет-сообществ: социальный аспект. Молодой ученый. 2011;5(2):88–92.
6. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа. М.: РИПОЛ классик; 2019. 384 с.
7. Клушина Н.И. Медиатизация современной культуры и русский национальный стиль. Русская речь. 2014;1:66–73.
8. Челнокова Е.А., Набиев Р.Д. Внедрение тьюторской деятельности в образовательное пространство высшего учебного заведения. Вестник Мининского университета. 2014;4.
9. Prensky M. Digital Natives Digital Immigrants. On the Horizon. 2001;5(9).
10. Jenkins H., Ito M., Boyd D. Participatory Culture in a Networked Era: A Conversation on Youth, Learning, Commerce, and Politics. Cambridge & Malden, MA: Polity-Press; 2016. 220 p.
Рецензия
Для цитирования:
Кожевникова Л.В., Старовойтова И.Е. Феномен культуры соучастия в сетевой коммуникации и его обучающий потенциал. Вестник университета. 2025;(2):36-43. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-2-36-43
For citation:
Kozhevnikova L.V., Starovoytova I.Ye. The phenomenon of participatory culture in network communication and its educational potential. Vestnik Universiteta. 2025;(2):36-43. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-2-36-43