Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Оптимизация стратегии динамического ценообразования при продаже товаров с насыщаемым спросом

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-8-154-164

Аннотация

Рассмотрено расширение возможностей проведения ценовой политики предприятия розничной торговли нормальными товарами при переходе к стратегии динамического ценообразования. Рынок таких товаров определен как олигополистический рынок товаров с насыщаемым спросом и назначением выпуска. Основным методом исследования аспектов ценообразования является математическое моделирование данного рынка. Для его характеристики введено понятие коэффициента насыщения этого рынка, показывающее скорость убывания равновесной цены товара при увеличении общего количества таких товаров на рынке. Разработаны специальные функции спроса, отражающие особенности нормального товара с насыщаемым спросом, построены алгоритмы оценки параметров такого товара эконометрическими методами. Сформулирована в общем виде задача оптимизации динамической цены товара, построена ее математическая модель, в которой использована специальная функция спроса. Разработан алгоритм решения данной задачи для ступенчатой ценовой функции, использующий метод условной оптимизации Лагранжа. Определена критическая область параметров, характеризующих свойства реализуемого товара, выход за пределы которой требует перехода к динамическому ценообразованию. Определены оптимальные значения ступенчатой динамической цены. Составлена методика оптимизации динамического ценообразования в конкретной ритейлерской организации, продающей нормальные товары, указаны пути совершенствования данной методики при рассмотрении конкурентной среды, в которой действует рассматриваемое предприятие.

Об авторе

М. И. Кутернин
Государственный университет управления
Россия

Кутернин Михаил Иванович, д-р экон. наук, канд. техн. наук, проф. каф. математики и статистики

г. Москва



Список литературы

1. Безгласная Е.А. Путеводитель по элементарной экономике: эластичность экономических процессов. Региональное развитие. 2017;5.

2. Малова Т.А., Сысоева В.И. Мировой рынок нефти: поиск равновесия в условиях новой «нефтяной» реальности. Вестник МГИМО Университета. 2016;6(51):115–124.

3. Case J.H. Economics and the competitive process. New York; 1979.

4. Кутернин М.И. Рыночное регулирование олигополистического рынка товаров с насыщаемым спросом. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023;1-1(13):137–147. https://doi.org/10.34670/AR.2023.59.45.015

5. Храмова А.В., Хоруженко С.А. Применение мер параллельного импорта на внутреннем рынке для насыщения ассортимента (на примере некоторых товарных групп). Вестник Национального Института Бизнеса. 2023;2(50):211–217.

6. Кутернин М.И. Кооперативное поведение участников мирового рынка нефти в условиях санкционных ограничений. Экономический анализ: теория и практика. 2025;5(24):146–163. https://doi.org/10.24891/ea.24.5.146

7. Мулен Э. Теория игр с примерами из математической экономики. М.: Мир; 1985. 108 с.

8. Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. М.: Дело; 2021. 504 с.

9. Косоруков О.А., Свиридова О.А. Управление запасами продукции с ограниченным сроком хранения в условиях неопределенности спроса. Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2024;6(21):15–22. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2024-6-15-22

10. Дмитрук Н.М., Вабищевич М.М. Оптимальное ценообразование, производство и планирование новых выпусков товаров длительного пользования. Экономика, моделирование, прогнозирование. 2023;17:72–84.

11. Алексеев В.М., Тихомиров В.М., Фомин С.В. Оптимальное управление. М.: Наука; 1979. 432 с.

12. Cochrane D., Orcutt G.H. Application of Least Square Regression to Relationships Containing Auto-Correlated Error Terms. Journal of the American Statistical Association. 1949;44(245):32–61.


Рецензия

Для цитирования:


Кутернин М.И. Оптимизация стратегии динамического ценообразования при продаже товаров с насыщаемым спросом. Вестник университета. 2025;(8):154-164. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-8-154-164

For citation:


Kuternin M.I. Optimizing dynamic pricing strategy when selling goods with saturated demand. Vestnik Universiteta. 2025;(8):154-164. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-8-154-164

Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)