Специфика трансформации социальных практик под влиянием виртуальной реальности
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-222-230
Аннотация
Работа посвящена изучению влияния виртуальной реальности на существующие социальные практики. Цель исследования – выделить специфику трансформации социальных практик под влиянием виртуальной реальности. В основе методологии исследования – представление о гипертексте как явлении не только информационной, но и социальной среды. Материалами послужили практики, представленные в новостных лентах; анализ мнений экспертов в заявленных областях. Проведен анализ в четырех социосферах: семья, работа, досуг, покупки и услуги. Показано, что под влиянием виртуальных практик происходит новое структурирование социального пространства по принципу гипертекста. Современный человек переносит в реальный мир практики интернет-пространства (скроллинга), привыкает так же, как в виртуальности, покидать «скучную» страницу реальности, переключаясь на другие практики. Запрос на гипертекст рождает многофункциональность практик и появление гибридных феноменов на стыке разных социальных институтов (фиджитал-спорт, виртуальная семья, отдых на работе, кафе в библиотеке и пр.). Под влиянием виртуальных практик возникает запрос на новый тип личности, отвечающий требованиям многофункциональности: конкуренция с многообразием виртуальных актантов обязывает человека уметь проигрывать как можно больший репертуар ролей, адекватно переключая их в зависимости от ситуации взаимодействия.
Об авторах
Ю. А. СафоноваРоссия
Сафонова Юлия Анатольевна, канд. филос. наук, доц. каф. социологии и культурологии
г. Москва
А. П. Авдеева
Россия
Авдеева Анна Павловна, канд. психол. наук, доц. каф. промышленной логистики
г. Москва
Список литературы
1. Заславская Т.И. О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса. В кн.: Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса: сборник докладов международного симпозиума, Москва, 19–20 января 2001 г. М.: Московская высшая школа социальных и экономических наук; 2001. С. 3–15.
2. Бурдье П. Практический смысл. Пер. с фр. А.Т. Бикбова, К.Д. Вознесенской, С.Н. Зенкина, Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя; 2001. 562 c.
3. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб: Питер; 2007. 355 с.
4. Шугальский С.С. Социальные практики: интерпретация понятия. Знание. Понимание. Умение. 2012;2:276–280.
5. Волынкина С.В., Новожилова Н.В., Соломенников В.А. Гипертекст – новая языковая реальность. Филологический аспект. 2019;11(55):141–155.
6. Калмыков А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ: монография. Москва, Берлин: Директ-Медиа; 2016. 99 с.
7. Авдеева А.П., Сафонова Ю.А. Геймификация: характеристики, тренды, риски. Вестник университета. 2024;8:178–184. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-8-175-184
8. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. Пер. с англ. А. Широкановой. М.: Новое литературное обозрение; 2014. 454 с.
9. Нещерет М.Ю. Новый формат публичной библиотеки в свете концепции «третьего места». Культура: теория и практика. 2018;2(23).
10. Макеева Т.С. Электронная коммерция: что это, принцип работы, виды электронной коммерции. Актуальные вопросы современной экономики. 2023;2:20–25.
11. Авдеева А.П., Сафонова Ю.А. Клиповая культура и состояние потока в учебной деятельности студентов. Актуальные проблемы психологического знания. 2023;3(64):140–151. https://doi.org/10.51944/20738544_2023_3_140
12. Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. Пер. с англ. Ю. Кондукова. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2018. 272 с.
13. Якимова З.В., Масилова М.Г. Поколение Z как потенциальный сегмент рынка труда. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017;4(21(6):341–345.
14. Уотсон Р. Технологии против человека. Как мы будем жить, любить и думать в следующие 50 лет? Пер. с англ. C. Минкина. М: Бомбора; 2020. 321 с.
15. Минабутдинова А.Р., Покка Е.В. Трансформация как средство архитектурно-пространственного формирования жилья с дополнительной функцией. Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2020;2(52):135–144.
Рецензия
Для цитирования:
Сафонова Ю.А., Авдеева А.П. Специфика трансформации социальных практик под влиянием виртуальной реальности. Вестник университета. 2025;(9):222-230. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-222-230
For citation:
Safonova Yu.A., Avdeeva A.P. Specifics of social practicеs transformation under the influence of virtual reality. Vestnik Universiteta. 2025;(9):222-230. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2025-9-222-230




































