ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕННОСТИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-9-190-195
Аннотация
Рассмотрены основные подходы к определению феномена «отчужденность». Исследованы причины и динамика возникновения отчужденности в детско-родительских отношениях. Выявлена взаимосвязь нарушений в детско-родительских отношениях с неверной воспитательной стратегией родителей. Отдельное внимание уделено специфике проявлений и характеру отчужденности в подростковом возрасте. Выдвинуто предположение о взаимосвязи отчужденности и стиля воспитания подростка. В практической части статьи описана процедура и результаты исследования об установлении данной взаимосвязи. По результатам анализа выявлена статистически значимая взаимосвязь между отчужденностью и взаимоотношениями между родителями и детьми. Установлено критическое значение гипоопеки в формировании подростковой отчужденности. Составлена характеристика детско-родительских отношений в однополых и разнополых парах ребенок-родитель.
Об авторах
Е. Е. ИвановаРоссия
Иванова Екатерина Евгеньевна – кандидат психологических наук
Москва
Ю. А. Сторожева
Россия
Сторожева Юлия Анатольевна – кандидат психологичеких наук
Астрахань
Список литературы
1. Агеева, Л.Г. Проблема психологической зависимости/независимости подростков от родителей//Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – Т. 13. – № 2-1. – С. 91-100.
2. Архиреева, Т. В. Сравнительные особенности материнских и отцовских родительских позиций//Материнство. Психологосоциальные аспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иваново-Плес, 6-9 сент. 2002 г. – Иваново, 2002. – С. 3-6.
3. Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношений. – М.: Педагогика, 1987. – 258 с.
4. Долгинова, О. Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 1996. – 17 с.
5. Комбаров, В. Ю. Отчуждение как социальный феномен современности: концептуальные подходы и эмпирические референты: на примере ИТР промышленного предприятия: дисс. … канд. социол. наук. – Новосибирск, 2011. – 186 с.
6. Костина, Л. А. Основы возрастной психологии (учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов) / Л. А. Костина, Т. В. Тараскина//Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 106-107.
7. Куницына, В. Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя//Психология личности в трудах отечественных психологов / под ред. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2000. – 480 с.
8. Петровский, В. А. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / В. А. Петровский, М. В. Полевая//Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 19-26.
9. Попова, O. A. Соотношение понятий одиночество, отчуждение, уединение//XIII Державинские чтения. Психология и педагогика. Физическая культура: мат-лы науч. конф. преподавателей и аспирантов, февр. 2008 г. / отв. ред.: М. В. Хватова, Е. П. Лисицын. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. – С. 80-82.
10. Силяева, А. А. Отчуждение как социально-психологический феномен//Ученые записки Российского государственного социального университета. Психология социальности. – М.: Изд-во РГСУ, 2006. – С. 133-135.
11. Соколова, Е. Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности//Семья и формирование личности / под ред. А. А. Бодалева. – М.: Просвещение, 2001. – С. 15-21.
12. Тетуева, М. К. Психологическая отчужденность в становлении личности подростка//Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51. – C. 414-420.
Рецензия
Для цитирования:
Иванова Е.Е., Сторожева Ю.А. ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕННОСТИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ. Вестник университета. 2019;(9):190-195. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-9-190-195
For citation:
Ivanova E.Е., Storozheva Yu.A. THE PHENOMENON OF ALIENATION IN CHILDREN-PARENT RELATIONS. Vestnik Universiteta. 2019;(9):190-195. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-9-190-195