К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-3-69-75
Аннотация
Объектом исследования является научный потенциал современного университета, а предметом – система социальных факторов его формирования.
Цель исследования – выявление роли социальных факторов в развитии научного потенциала современного университета. Методологической основой работы выступает системно-динамический подход к исследованию научного потенциала, заключающийся в последовательном раскрытии его пространственного, временного и технологического компонентов. В рамках первого компонента следует особо отметить такой малоизученный аспект, как социальные основы научного потенциала, включающие систему ценностей сотрудников и обучающихся вуза, их мотивацию к занятию научной деятельностью и уровень престижа научной деятельности в вузе. В статье представлен анализ компонентов научного потенциала современного университета. В частности, выявлена тесная взаимосвязь указанных социальных факторов с кадровыми основами научного потенциала вуза, а именно с тенденциями развития его кадрового состава. Предложена система оценки социальных факторов научного потенциала вуза. Результаты исследования могут быть использованы вузами в целях повышения уровня мотивации научно-педагогических работников к научно-исследовательской деятельности, а также Министерством науки и высшего образования Российской Федерации при проведении оценки научно-исследовательской деятельности российских вузов.
Об авторе
Д. Ю. ЗнаменскийРоссия
канд. полит. наук,
г. Москва
Список литературы
1. Балашов, В. В. Управление воспроизводством научного потенциала высшей школы России: дис. ... д-р экон. наук: 08.00.05. – М., 2001. – 312 с.
2. Бурдуковская, Е. А., Шумейко, А. А., Щепкина, Н. К. Личностное становление студента в социокультурной среде вуза. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. – 174 с.
3. Волосникова, Л. М. О принципе академической автономии // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – № 5. – С. 44-49.
4. Газизова, А. И. В поиске путей эффективного взаимодействия науки, образования и производства // Учебные записки Петрозаводского государственного университета. – 2015. – № 5. – С. 35-40.
5. Галлямова, Л. И. Интеграция академической науки и высшей школы как фактор интеллектуального потенциала Тихоокеанской России // Россия и АТР. – 2017. – № 1 (95). – С. 35-48.
6. Данилова, И. Ю. Многоуровневая модель организации научно-исследовательской работы студентов как средство обеспечения качества образования в вузе: дисс. … канд. пед. наук. – М., 2010. – 172 с.
7. Знаменский, Д. Ю., Сычев, А. В. Научный потенциал негосударственного вуза: системный подход к исследованию // Науковедение. – 2013. – № 4 (17). – С. 10-13.
8. Кальяк, А. М., Петренко, М. С., Нечаева, Ж. В., Щербакова, Е. С. Становление и развитие научных школ в монопрофильном вузе // Высшее образование в России. – 2015. – № 2. – С. 97-105.
9. Качак, В. В., Масленников, А. М., Ружанский, П. А. Оценка научного потенциала вузов регионов России и эффективность его использования / Моск. гос. инженер.-физ. ин-т (техн. ун-т), Науч.-исслед. лаб. «Науч.-техн. потенциал высш. шк. ». – М.: МИФИ, 1998. – 79 с.
10. Кирюшина, О. Н. Научный потенциал высшей школы как фактор модернизации системы образования и основа развития общества // Национальная ассоциация ученых. – 2016. – № 4. – С. 88-90.
11. Литвинова, К. П. Развитие научно-образовательного потенциала высшей школы // Совет ректоров. – 2015. – № 7. – С. 65-68.
12. Преображенский, Б. Г. Взаимодействие высшей школы и государства – условие эффективного развития научного потенциала // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 6. – С. 74-76.
13. Селиверстова, О. В., Фролова, Н. С. Интеллектуальный капитал вуза, как один из компонентов образовательных услуг: международный опыт финансирования и развития научного потенциала высшей школы // Науковедение. – 2014. – № 3. – С. 68.
14. Статистика науки и образования. Выпуск 3. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Информационно-статистический материал. – М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2017. – 170 c.
15. Сычев, А. В. К вопросу о принципах и методике оценки эффективности использования научного потенциала негосударственного вуза // Вестник университета. – 2014. – № 12. – С. 234-237.
16. Сычев, А. В. Научный потенциал негосударственного вуза: содержание, факторы формирования, формы реализации // Науковедение. – 2014. – № 4 (23). – С. 16.
17. Сычев, А. В. Первичная оценка научного потенциала негосударственного вуза: варианты подходов // Науковедение. – 2014. – № 4 (23). – С. 17-19.
18. Сычев, А. В. Системно-динамический подход как методология исследования научного потенциала негосударственного вуза // Вестник университета. – 2014. – № 13. – С. 245-248.
19. Чекмарев, В. В., Наумов, А. Р. Интеллектуальный потенциал университета: опыт формирования. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006. – 245 с.
Рецензия
Для цитирования:
Знаменский Д.Ю. К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Вестник университета. 2020;(3):69-75. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-3-69-75
For citation:
Znamenskiy D.Yu. TO THE ISSUE ABOUT SOCIAL FACTORS OF FORMATION OF MODERN UNIVERSITY’S SCIENTIFIC POTENTIAL. Vestnik Universiteta. 2020;(3):69-75. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-3-69-75