Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-3-69-75

Полный текст:

Аннотация

Объектом исследования является научный потенциал современного университета, а предметом – система социальных факторов его формирования.

Цель исследования – выявление роли социальных факторов в развитии научного потенциала современного университета. Методологической основой работы выступает системно-динамический подход к исследованию научного потенциала, заключающийся в последовательном раскрытии его пространственного, временного и технологического компонентов. В рамках первого компонента следует особо отметить такой малоизученный аспект, как социальные основы научного потенциала, включающие систему ценностей сотрудников и обучающихся вуза, их мотивацию к занятию научной деятельностью и уровень престижа научной деятельности в вузе. В статье представлен анализ компонентов научного потенциала современного университета. В частности, выявлена тесная взаимосвязь указанных социальных факторов с кадровыми основами научного потенциала вуза, а именно с тенденциями развития его кадрового состава. Предложена система оценки социальных факторов научного потенциала вуза. Результаты исследования могут быть использованы вузами в целях повышения уровня мотивации научно-педагогических работников к научно-исследовательской деятельности, а также Министерством науки и высшего образования Российской Федерации при проведении оценки научно-исследовательской деятельности российских вузов. 

Об авторе

Д. Ю. Знаменский
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Россия

канд. полит. наук, 

г. Москва



Список литературы

1. Балашов, В. В. Управление воспроизводством научного потенциала высшей школы России: дис. ... д-р экон. наук: 08.00.05. – М., 2001. – 312 с.

2. Бурдуковская, Е. А., Шумейко, А. А., Щепкина, Н. К. Личностное становление студента в социокультурной среде вуза. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006. – 174 с.

3. Волосникова, Л. М. О принципе академической автономии // Университетское управление: практика и анализ. – 2005. – № 5. – С. 44-49.

4. Газизова, А. И. В поиске путей эффективного взаимодействия науки, образования и производства // Учебные записки Петрозаводского государственного университета. – 2015. – № 5. – С. 35-40.

5. Галлямова, Л. И. Интеграция академической науки и высшей школы как фактор интеллектуального потенциала Тихоокеанской России // Россия и АТР. – 2017. – № 1 (95). – С. 35-48.

6. Данилова, И. Ю. Многоуровневая модель организации научно-исследовательской работы студентов как средство обеспечения качества образования в вузе: дисс. … канд. пед. наук. – М., 2010. – 172 с.

7. Знаменский, Д. Ю., Сычев, А. В. Научный потенциал негосударственного вуза: системный подход к исследованию // Науковедение. – 2013. – № 4 (17). – С. 10-13.

8. Кальяк, А. М., Петренко, М. С., Нечаева, Ж. В., Щербакова, Е. С. Становление и развитие научных школ в монопрофильном вузе // Высшее образование в России. – 2015. – № 2. – С. 97-105.

9. Качак, В. В., Масленников, А. М., Ружанский, П. А. Оценка научного потенциала вузов регионов России и эффективность его использования / Моск. гос. инженер.-физ. ин-т (техн. ун-т), Науч.-исслед. лаб. «Науч.-техн. потенциал высш. шк. ». – М.: МИФИ, 1998. – 79 с.

10. Кирюшина, О. Н. Научный потенциал высшей школы как фактор модернизации системы образования и основа развития общества // Национальная ассоциация ученых. – 2016. – № 4. – С. 88-90.

11. Литвинова, К. П. Развитие научно-образовательного потенциала высшей школы // Совет ректоров. – 2015. – № 7. – С. 65-68.

12. Преображенский, Б. Г. Взаимодействие высшей школы и государства – условие эффективного развития научного потенциала // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 6. – С. 74-76.

13. Селиверстова, О. В., Фролова, Н. С. Интеллектуальный капитал вуза, как один из компонентов образовательных услуг: международный опыт финансирования и развития научного потенциала высшей школы // Науковедение. – 2014. – № 3. – С. 68.

14. Статистика науки и образования. Выпуск 3. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. Информационно-статистический материал. – М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2017. – 170 c.

15. Сычев, А. В. К вопросу о принципах и методике оценки эффективности использования научного потенциала негосударственного вуза // Вестник университета. – 2014. – № 12. – С. 234-237.

16. Сычев, А. В. Научный потенциал негосударственного вуза: содержание, факторы формирования, формы реализации // Науковедение. – 2014. – № 4 (23). – С. 16.

17. Сычев, А. В. Первичная оценка научного потенциала негосударственного вуза: варианты подходов // Науковедение. – 2014. – № 4 (23). – С. 17-19.

18. Сычев, А. В. Системно-динамический подход как методология исследования научного потенциала негосударственного вуза // Вестник университета. – 2014. – № 13. – С. 245-248.

19. Чекмарев, В. В., Наумов, А. Р. Интеллектуальный потенциал университета: опыт формирования. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006. – 245 с.


Для цитирования:


Знаменский Д.Ю. К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Вестник университета. 2020;(3):69-75. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-3-69-75

For citation:


Znamenskiy D.Yu. TO THE ISSUE ABOUT SOCIAL FACTORS OF FORMATION OF MODERN UNIVERSITY’S SCIENTIFIC POTENTIAL. Vestnik Universiteta. 2020;(3):69-75. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-3-69-75

Просмотров: 152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)