Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

ЭМПАТИЙНОСТЬ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ РУССКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ ОБЩНОСТЕЙ

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-7-199-205

Полный текст:

Аннотация

Обоснована высокая прикладная значимость проблемы эффективного и толерантного взаимодействия студентов в условиях поликультурной образовательной среды. Представлены результаты эмпирического исследования личностных детерминант этнической толерантности студентов. Исследование выполнено на выборке русских и белорусских студентов, что позволило выявить специфические особенности влияния эмпатийности и рефлексивности как личностных детерминант на уровень этнической толерантности у студентов разных этнических общностей. Определены и проанализированы уровни развития эмпатийности и рефлексивности у студентов-русских и студентов-белорусов, обоснованы их социальные предикторы. На основании результатов дисперсионного и множественного регрессионного анализов раскрыты сила, направленность и содержательные характеристики влияния эмпатийности и рефлексивности личности на этническую толерантность студента. Результаты исследования представляют интерес для специалистов в области психологии личности, этнической психологии, кросс-культурной коммуникации.

Об авторах

М. М. Карнелович
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Беларусь

канд. психол. наук, 

г. Гродно



В. И. Казаренков
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
Россия

д-р пед. наук, 

г. Москва



Т. Б. Казаренкова
Международный научный центр «СОЦИУМ 2035»
Россия

канд. социол. наук, 

г. Москва



Список литературы

1. Грошев, И. В., Мищенко А. А. Культурное пространство организации: эмоциональная среда // Проблемы теории и практики управления. Международный журнал. – 2012. – № 9-10. – С. 100-107.

2. Грошев, И. В., Давыдова, Ю. А., Краснослободцева, И.А. Эмоции в структуре составляющих психологической «ткани» организационной культуры // Социальная психология и общество. – 2015. – Т. 6, № 3. – С. 120-133.

3. Казаренков, В. И., Сегень-Матыевич, А. Й., Казаренкова, Т. Б. Межкультурное взаимодействие студента: резервы высшей школы // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. – 2013. – № 3. – С. 97-104.

4. Карнелович, М. М. Рефлексия учителей на этапе послевузовского образования: пособие. – Гродно: Изд-во ГрГУ, 2009. – 67 с.

5. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности: монография. – М.: ИП РАН, 2004. – 424 с.

6. Лебедева, Н. М., Татарко, А. Н. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. – М.: РУДН, 2002. – 296 с.

7. Михальченко, Г. Ф. Развитие эмпатии в процессе профессиональной подготовки социального педагога // Веснік Гродзен. ун-та. Сер. 1, Гісторыя і археалогія. Філасофія. Паліталогія [Вестник Гродненского ун-та. Серия 1. История и археология. Философия]. – 2001. – № 1. – С. 140-146.

8. Почебут, Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 336 с.

9. Солдатова, Г. У., Шайгерова, Л. А., Шарова, О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг для подростков. – М.: Генезис. – 2000. – 120 с.


Для цитирования:


Карнелович М.М., Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. ЭМПАТИЙНОСТЬ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ РУССКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ ОБЩНОСТЕЙ. Вестник университета. 2020;(7):199-205. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-7-199-205

For citation:


Karnialovich M.M., Kazarenkov V.I., Kazarenkova T.B. EMPATHY AND REFLEXIVITY AS DETERMINANTS OF ETHNIC TOLERANCE OF STUDENTS OF RUSSIAN AND BELARUSIAN COMMUNITIES. Vestnik Universiteta. 2020;(7):199-205. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-7-199-205

Просмотров: 30


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)