Современный опыт цифровизации образования
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-4-37-43
Аннотация
В статье рассмотрены эволюция, формы и современная ситуация в области образования, основанного на информационных технологиях. Исследованы направления изменения образовательной сферы как вида деятельности, системы и процесса передачи знаний с помощью информационно-коммуникационных технологий. Определяются общие свойства форм образования, основанного на информационных технологиях. В качестве инструмента исследования влияния информационно-коммуникационных технологий на образовательные учреждения и процесс обучения использована идея цепочки ценностей и отображения в ней рутинных петель сотрудников. Выделено три направления, в которых информационно-коммуникационные технологии изменяют образовательные организации - педагогика, инфраструктура и организация. Показано, как эти изменения отображаются в цепочке ценностей. Рассмотрен ряд тенденций в широко понимаемом процессе цифровизации образования, влияние пандемии коронавируса на развитие онлайн-образования, сделана оценка сложившегося опыта такого образования и границы его применимости.
Об авторах
В. В. ГодинРоссия
Годин Владимир Викторович - доктор экономических наук.
Москва.
А. Е. Терехова
Россия
Терехова Анна Евгеньевна - кандидат экономических наук.
Москва.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» // Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74822854/ (дата обращения: 24.01.2021).
2. Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ. Аналитический материал. - М.: НФПК, 2020 - 23 с.
3. Годин, В. В., Терехова, А. Е. Современный образовательный ландшафт менеджмент-образования и информационнокоммуникационные технологии // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Цифровая трансформация управления: проблемы и решения - 2020» / Государственный университет управления. - М.: Издательский дом ГУУ, 2020. - С. 16-20.
4. Годин, В. В., Филинов-Чернышев, Н. Б. Новые технологии обучения в подготовке специалистов по управлению: противоречия и пути развития - М.: Проблемы теории и практики управления. - 1993. - № 1 - С. 128-132.
5. Клягин А. В. [и др.]. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 112 с.
6. Altbach, Ph. G., de Wit, H. Post pandemic outlook for HE is bleakest for the poorest / University World News. The global window on higher education [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200402152914362 (дата обращения: 24.01.2021)
7. Hodges, Ch., Moore, S., Lockee, B., Trust, T., Bond, M. The difference between emergency remote teaching and online learning. -2020 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/340535196_The_Difference_Between_Emergency_Remote_Teaching_and_Online_Learning (дата обращения: 24.01.2021).
8. Open and distance learning: trends, policy and strategy consideration. - Paris: UNESCO, 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000128463_rus (дата обращения: 24.01.2021).
9. Zawacki-Richter, O. Research areas in distance education: a Delphi study // International Review of Research in Open and Distance Learning. - 2009. - V. 10, No. 3. https://doi.org/10.19173/irrodl.v10i3.674.
10. Zawacki-Richter, O., Latchem C. Exploring four decades of research in computers and education // Computers & Education -2018. - V. 122. - Pp. 136-152. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2018.04.001.
Рецензия
Для цитирования:
Годин В.В., Терехова А.Е. Современный опыт цифровизации образования. Вестник университета. 2021;(4):37-43. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-4-37-43
For citation:
Godin V.V., Terekhova A.E. Contemporary experience of education digitalization. Vestnik Universiteta. 2021;(4):37-43. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-4-37-43