Сетевые технологии в профессиональном образовании и повышении квалификации инженеров
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-5-19-27
Аннотация
Обоснована эффективность сетевого обучения и технологий электронного обучения в профессиональной подготовке и повышении квалификации инженерных кадров в техническом вузе. Технологии электронного обучения проанализированы в контексте ком-петентностного и деятельностного подходов организации образовательного процесса. Вузы рассмотрены как стержневые элементы регионального образовательного пространства, интегрирующие и развивающие потенциал сетевого взаимодействия его субъектов. Предложено определение понятия «сетевое образовательное пространство». Описан опыт сетевого обучения каДров производственных отраслей Ульяновской области в 2014-2020 гг. На основе анализа практики Ульяновского государственного технического университета предложена модель электронной информационно-образовательной среды образовательной организации. Сформулированы рекомендации по развитию в регионе сетевого образовательного пространства, отвечающего запросам рынка труда.
Об авторах
А. Н. НикулинРоссия
Никулин Александр Николаевич - кандидат физико-математических наук.
Ульяновск.
И. В. Захарова
Россия
Захарова Инна Владимировна - кандидат педагогических наук.
Ульяновск.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/ (дата обращения: 10.04.2021).
2. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 23.03.2021) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/ (дата обращения: 10.04.2021).
3. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» // СПС «Кон-сультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162797/ (дата обращения: 10.04.2021).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2015 № 490 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71169444/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 10.04.2021).
5. Приказ Минобрнауки России № 882, Минпросвещения России № 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ») (Зарегистрировано в Минюсте России 10.09.2020 № 59764) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362065/ (дата обращения: 10.04.2021).
6. Письмо Министерства образования РФ от 09.11.2001 № 17-55-99ин/17-11 «О рекомендациях по созданию университетских комплексов» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99060/ (дата обращения: 10.04.2021).
7. Баканов, А. А., Прокопенко, Е. В., Муромцева, А. К., Ларионова, А. С., Широколобова, А. Г. Организация электронного обучения в техническом вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2020. - № 2 (38). - С. 106-112.
8. Блинов, В. И., Сергеев, И.С., Есенина, Е.Ю., и др. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография / под науч. ред. В. И. Блинова. - М.: Дело, 2020. - 112 с.
9. Дорохова, Т. Ю., Пучков, Н. В. Роль технического университета в создании региональной системы целевой подготовки специалистов для предприятий радиоэлектронного профиля // Образование и саморазвитие. - 2020. - Т. 15, № 1. -С. 56-58. https://doi.org/10.26907/esd15.1.05
10. Захарова, И. В. Конкурентоспособность университета как гибридной структуры регионального образовательного пространства // Регионология. - 2020. - Т. 28, № 2 (111). - С. 377-399. https://doi.org/10.15507/2413-1407.111.028.202002.377-399
11. Никулин, А. Н. Повышение квалификации инженерных кадров региона - реализации ведомственной целевой программы // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2017. - № 1. - С. 462-469.
12. Пинский, А. А., Каспаржак, А. Г., Митрофанов, К. Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования // Профильное обучение: сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ. - Ч. 1. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». - 2004. - № 4. - С. 39-55.
13. Платонова, Д. П. и др. Университеты на перепутье: высшее образование в России: монография / под ред. Д. П. Платоновой, Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 320 с.
14. Шуклина, Е. А., Певная, М. В. Предприятия и вузы регионов: формы сетевых взаимодействий в оценках экспертов // Университетское управление: практика и анализ. - 2018. - Т. 22, № 3 (115). - С. 86-99. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.029
Рецензия
Для цитирования:
Никулин А.Н., Захарова И.В. Сетевые технологии в профессиональном образовании и повышении квалификации инженеров. Вестник университета. 2021;(5):19-27. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-5-19-27
For citation:
Nikulin A.N., Zakharova I.V. Network technologies in the professional education and advanced training of engineers. Vestnik Universiteta. 2021;(5):19-27. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-5-19-27