Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Общественные настроения населения в условиях новой социальной реальности: муниципальный срез

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-10-161-169

Аннотация

В статье проанализирована динамика общественных настроений жителей Вологодской области. Представлена авторская методика индексного анализа общественных настроений региона с использованием результатов социологического мониторинга. При этом основной акцент сделан на оценке особенностей общественных настроений жителей муниципальных образований – городов Вологды и Череповца – в условиях изменяющейся социальной реальности. Результаты проведенного исследования показали, что анализ общественных настроений в мониторинговом режиме дает возможность получить важные сведения о качестве государственного и муниципального управления и определить направления повышения их эффективности, что особенно актуально в условиях социально-экономического и эпидемиологического кризиса. 

Об авторе

И. Н. Дементьева
ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук»
Россия

научный сотрудник, 

г. Вологда



Список литературы

1. Асланова, О. А. Социальное самочувствие: измерительный инструментарий, показатели и социальные критерии // Теория и практика общественного развития. Социология. Экономика. Право. – 2012. – № 2. – С. 59–63. 2.

2. Власова, Н. А. Институциональные факторы формирования социального настроения жителей современного российского мегаполиса: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. – М., 2014. – 28 с.

3. Власова, Н. А. Институциональные факторы формирования социального настроения жителей современного российского мегаполиса: монография. – М.: ИД ГУУ, 2016. – 107 с.

4. Горшков, М. К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики). – М.: Новый хронограф, 2011. – 672 с.

5. Гулин, К. А., Дементьева, И. Н. Протестные настроения населения региона в условиях кризиса // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. – № 3 (15). – С. 53–65.

6. Дементьева, И. Н. Опыт применения индексного метода в социологических исследованиях // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2014. – № 4 (122). – С. 15–23. https://doi.org/10.14515/monitoring.2014.4.02

7. Демкина, Е. П. Применение агрегированных показателей (индексов) при исследовании социальных настроений населения // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 9 (26). – С. 155–160.

8. Ермолаева, П. О., Носкова, Е. П. Социальные настроения россиян: методология интегральных оценок и эмпирические исследования // Россия и современный мир. – 2013. – № 3. – С. 58–71.

9. Заславская, Т. И., Ядов, В. А. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений // Социологический журнал. – 2008. – № 4. – С. 8–22.

10. Зубок, Ю. А. Традиционное и современное в социально-политических идентификациях молодежи // Власть. – 2014. – № 11. – С. 39–43.

11. Красильникова, М. Д. Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России // Проблемы прогнозирования. – 2003. – № 2. – С. 124–133.

12. Мазаев, Ю. Н., Макарова, Л. В. Социальные настроения: методология исследования проблемы // Материалы Афанасьевских чтений. – 2016. – №1 (14). – С. 232–238.

13. Ольшанский, Д. В. Массовые настроения и их функционирование в политических процессах: политико-психологический анализ: автореф. дис. ... д-ра полит.наук: 23.00.02. – М., 1990. – 32 с.

14. Петухов, В. В. Динамика социальных настроений россиян и формирование запроса на перемены // Социологические исследования. – 2018. – № 11(415). – С. 40–53.

15. Рокецкий, А. Л. Экономические настроения в массовом сознании российского общества // Социология власти. – 2005. – № 2. – С. 73–78.

16. Русалинова, А. А. Социальное самочувствие человека как социально-психологический феномен. – СПб.: СПбГУ, 2013. – 245 с.

17. Станевич, А. Ю. Социальное настроение: методология и методы социологического исследования // Вестник МГЛУ. – 2015. – № 26 (737). – С. 207–219.

18. Сушко, В. А. Содержание и структурные характеристики социального самочувствия населения в современном российском обществе // Гуманитарные проблемы современности: человек и общество. – Новосибирск: Центр развития науч. сотрудничества, 2014. – 179 с.

19. Татарова, Г. Г., Кученкова, А. В. Показатели субъективного благополучия как типообразующие признаки // Социологические исследования. – 2016. – № 10. – С. 21–32.

20. Тощенко, Ж. Т., Харченко, С. В. Социальное настроение. – М.: Academia, 1996. – 195 с.

21. Хагуров, Т. А., Позднякова, М. Е., Ракачев, В. Н., Рыбакова, Л. Н., Чекинева, Т. Н., Резник, А. П., Любин, С. Ю., Войнова, Е. А., Мелешко, Н. В., Хагурова, Н. Е. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования). – М.: Институт социологии РАН, 2014. – 200 с.

22. Шереги, Ф. Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации // СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2013. – № 4 (60). – С. 20–36.

23. Яковлев, С. П. Общественное настроение как объект изучения социологии духовной жизни: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. – Тамбов, 2004. – 25 с.

24. Яницкий, О. Н. «Турбулентные времена» как проблема общества риска // Общественные науки и современность. – 2011. – № 6. – С. 155–164.

25. Яценко, И. Н. Социальное настроение и самочувствие населения малого северного города: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. – Екатеринбург, 2006. – 23 с.


Рецензия

Для цитирования:


Дементьева И.Н. Общественные настроения населения в условиях новой социальной реальности: муниципальный срез. Вестник университета. 2021;(10):161-169. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-10-161-169

For citation:


Dementieva I.N. Public sentiment of the population in the new social reality: a municipal cross-section. Vestnik Universiteta. 2021;(10):161-169. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-10-161-169

Просмотров: 503


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)