Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Теория профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной психологии

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-10-187-194

Аннотация

В статье проанализирована психологическая литература по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников. Выработана авторская теоретико-методологическая позиция и представлены результаты ее апробации. Показано, что имеющиеся подходы можно разделить на две основные группы. Одни исследователи делают акцент на цели и конечном результате профессионального самоопределения, другие стремятся раскрыть алгоритм самого процесса и/или его этапы. Ученые единодушны во мнении, что выбор профессии старшеклассниками является первым и самым ответственным этапом профессионального самоопределения личности в целом. В то же время в отечественной психологии практически не представлены концепции профессионального самоопределения старшеклассников, которые отражали бы единство теоретических положений и методов его изучения. Для преодоления существующих ограничений в статье предложено рассматривать профессиональное самоопределение старшеклассников с позиции деятельностного подхода как особый вид деятельности, имеющий свою структуру. В качестве мотивационного компонента выступают мотивы выбора профессии, а операциональным компонентом является статус профессиональной идентичности старшеклассников. На основе деятельностной методологии обсуждаются результаты эмпирического исследования уровня сформированности профессионального самоопределения старшеклассников. 

Об авторах

Е. П. Шутова
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Россия

аспирант, 

г. Белгород



А. С. Великанова (Герасимова)
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Россия

доцент, 

г. Белгород



Список литературы

1. Дубровина, И. В. Психологические проблемы профессионального самоопределения школьников // Гуманизация образования. – 2010. – № 8. С. 8–14 p.

2. Ермолаева, М. В., Лубовский, Д. В., Силаева, Л. В. Проблема личностного самоопределения в трудах Л. И. Божович и ее развитие с позиции субъектного подхода // Психолого-педагогические исследования. – 2018. – Т. 10, № 3. – С. 148– 159. https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100313

3. Зеер, Э. Ф., Рудей, О. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 256 с.

4. Ильина, О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». – 2014. – Т. 6, № 3. – С. 255–263. https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060324

5. Исакова, Т. А. Профессиональное самоопределение в контексте формирования жизненных и профессиональных планов учащихся и молодежи // Психологическое сопровождение образовательного процесса. – 2012. – Т. 1, № 2-1. – С. 139–144.

6. Иванова, Е. М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е. А. Климова и ее научно-практическая ценность // Вестник Московского университета. – 2010. – № 2. – С. 15–22.

7. Князев, В. Н., Любимова, Е. А. К определению понятия «профессиональное самоопределение» // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». – 2012. – № 1. – С. 37–40.

8. Комарова, Д. Т. Проблема идентичности в психологии // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. – 2017. – № 1. – С. 205–209.

9. Кормакова, В. Н., Мусаелян, Е. Н., Рузиева Д. И. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников // Образование и наука. – Т. 19, № 4. – С. 130–145. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-130-145

10. Левицкая, И. А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – Т. 2, № 2. – С. 136–140.

11. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – 501 с.

12. Чистякова, С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. – 2018. – № 1. – С. 54–60.

13. Чурекова, Т. М. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие. – Кемерово, 2014. – 162 с.

14. Шаповалова, В. С. Профессиональное самоопределение школьников: теория, история, практика. – М.: Директ-Медиа, 2018. – 393 с.

15. Шнейдер, Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 128 с.


Рецензия

Для цитирования:


Шутова Е.П., Великанова (Герасимова) А.С. Теория профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной психологии. Вестник университета. 2021;(10):187-194. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-10-187-194

For citation:


Shutova E.P., Velikanova (Gerasimova) A.S. Professional self-determination theory of senior pupils in Russian psychology. Vestnik Universiteta. 2021;(10):187-194. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-10-187-194

Просмотров: 651


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)