Вовлеченность населения региона в онлайн-участие: опыт некоммерческих организаций
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-12-157-167
Аннотация
В исследовании рассматриваются практики и проблемы онлайн-вовлеченности населения в деятельность организаций некоммерческого сектора (далее – НКО) в зависимости от социально-демографических характеристик на основе результатов статистического наблюдения, а также данных социологического опроса, проводимого на территории Вологодской области. Обосновано, что при реализации социально значимых проектов и мероприятий, НКО целесообразно оценивать территориальные особенности цифровизации, возможности потенциальной и целевой аудиторий. Предложен инструментарий оценки вовлеченности населения в деятельность НКО в цифровой среде на основе анализа трех параметров: информированности, целеполагания, эффективности, онлайн-площадок, и проведена его апробация. Представлен портрет пользователя сетевых ресурсов некоммерческих организаций. Сделан вывод, что сегодня общество в большей степени ориентировано на реализацию практик гражданского участия в реальном, а не в виртуальном пространстве, что показывает опыт некоммерческих организаций.
Ключевые слова
Об авторе
К. Е. КосыгинаРоссия
научный сотрудник,
г. Вологда
Список литературы
1. Антипина, Н. И. Трансформация российского бизнеса в условиях перехода к цифровой экономике: отраслевой и региональные аспекты // Экономическая наука современной России. – 2018. – № 2. – C. 102–114.
2. Былина, С. Г. Региональные особенности и детерминанты использования электронных услуг сельским населением // Проблемы развития территории. – 2018. – № 5 (97). – С. 84–98. https://doi.org/10.15838/ptd.2018.5.97.6
3. Груздева, М. А. Включенность населения в цифровое пространство: глобальные тренды и неравенство российских регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – Т. 13, № 5. – С. 90–104. https:// doi.org/10.15838/esc.2020.5.71.5
4. Косыгина, К. Е. Занятость населения в организациях некоммерческого сектора: российский и зарубежный опыт // Вестник НГИЭИ. – 2021. – № 1 (116). – С. 64–76. https://doi.org/10.24411/2227-9407-2021-10006
5. Кулькова, В. Ю. Статистические показатели в оценках некоммерческого сектора и предоставления социальных услуг социально ориентированными НКО в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. – Т.12, № 5. – С. 82–95. https://doi.org/10.22394/2071-2367-2017-12-5-82-95
6. Махалина, О. М., Махалин В. Н. Цифровизация бизнеса увеличивает затраты на информационную безопасность // Управление. – 2020. – T. 8, № 1. – С. 134–140. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2020-1-134-140
7. Мизякина, О. Б. Бизнес в сети интернет: основные формы и перспективы развития // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2017. – № 4 (68). – С. 86–90.
8. Тимофеева, Т. Б., Оздоева Э. А. Анализ мирового опыта в создании цифровых платформ и связанных с ними рисков // Управление. – 2020. – T. 8, № 3. – С. 112–122. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2020-8-3-112-122
9. Усков, В. С. К вопросу о цифровизации российской экономики // Проблемы развития территории. – 2020. – № 6 (110). – С. 157–175. https://doi.org/10.15838/ptd.2020.6.110.10
10. Уханова, Ю. В. Феномен гражданского участия в научном дискурсе: теоретические и методологические основания исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2020. – Т. 23, № 3. – С. 25–50. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.3.2
11. Филиппова, А. В. Финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в регионах России // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2021. – № 2. – С. 61–86. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2021-0-2-61-86
12. Шабунова, А. А., Груздева, М. А., Калачикова, О. Н. Поселенческий аспект цифрового неравенства в современной России // Проблемы развития территории. – 2020. – № 4 (108). – С. 7–19. https://doi.org/10.15838/ptd.2020.4.108.1
13. Ярская-Смирнова, Е. Р., Бодрова, О. А. Модели легитимации некоммерческих организаций как поставщиков социальных услуг // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2021. – T. 24, № 1. – С. 45–78. https://doi.org/10.31119/jssa.2021.24.1.3
14. Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей за 2020 год (ИКТ–2020) // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt20/index.html (дата обращения: 09.10.2021).
15. Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций за 2020 год // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/doklad_o_deyatelnosti_i_razvitii_socialno_orientirovannyh_nekommercheskih_organizaciy.html (дата обращения: 10.10.2021).
16. Мировая статистика использования интернета и населения. Оценки за первый квартал 2021 года // Internet World Stats [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.internetworldstats.com (дата обращения: 12.10.2021).
17. Основные сведения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций по Российской Федерации. Итоги выборочного обследования социально ориентированных некоммерческих организаций на основе формы № 1 – СОНКО // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/1-sonko2020.doc (дата обращения: 12.10.2021).
18. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню и качеству развития некоммерческого сектора «РЕГИОН–НКО». Выпуск 2021 года // RAEX [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://raex-rr.com/pro/NKO/Region-nko/Regionnko/2021/ (дата обращения: 16.10.2021).
19. Эффективность государственного управления в оценках населения. Информационно-аналитический бюллетень, сентябрь 2021 // ВолНЦ РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gm.volnc.ru/issue/49 (дата обращения: 10.10.2021).
20. Gillespie, E. M. Citizen participation and nonprofit organizations // Global Encyclopedia of Public Administration, Public Policy and Government. – 2017. – Pp. 1–7. https://doi.org/10.1007/978-3-319-31816-5_2937-1
21. Holford, W. D. The future of human creative knowledge work within the digital economy // Futures. – 2019. – V. 105. – Pp. 143– 154. https://doi.org/10.1016/j.futures.2018.10.002
22. Pinho, J. C., Macedo, I. M. The benefits and barriers associated with the use of the Internet within the non-profit sector // Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. – 2006. – V. 16, No. 1. – Pp. 171–193. https://doi.org/10.1300/J054v16n01_09
23. Salamon, L. M., Newhouse, Ch. L. The 2019 Nonprofit Employment Report // Nonprofit Economic Bulletin No. 47. – Baltimore: Johns Hopkins Center for Civil Society Studies, 2019. – 20 p.
Рецензия
Для цитирования:
Косыгина К.Е. Вовлеченность населения региона в онлайн-участие: опыт некоммерческих организаций. Вестник университета. 2021;(12):157-167. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-12-157-167
For citation:
Kosygina K.E. Involvement of the population of the region in online participation: experience of non-profit organisations. Vestnik Universiteta. 2021;(12):157-167. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-12-157-167