Формирование имиджа преподавателя вуза в новой образовательной среде
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-2-223-230
Аннотация
В статье обоснована необходимость трансформации имиджа преподавателя в изменяющейся среде, сформулированы требования к имиджу преподавателя высшей школы в условиях новой цифровой реальности, определены этапы формирования имиджа. В исследовании использованы методы институционального и структурного анализа, методы системного анализа, методы исследования человеческого капитала, панельный метод исследования и сбора информации. Материалы статьи могут быть использованы для целей организации повышения квалификации преподавателей учебных заведений, организации тренингов и курсов по формированию и корректировке имиджа преподавателя. Также материалы статьи дают возможность понять роль имиджа преподавателя вуза в обеспечении эффективности его профессиональной деятельности в новой информационной среде и обосновать необходимость углубленных исследований в таких направлениях, как психология личности преподавателя в профессиональной деятельности, влияние личности преподавателя на эффективность образовательного процесса, влияние имиджа преподавателя на рейтинговые показатели эффективности вуза.
Ключевые слова
Об авторах
О. А. ТетцоеваРоссия
канд. экон. наук,
г. Москва
Е. М. Тетцоева
Россия
канд. экон. наук,
г. Москва
Список литературы
1. Бадмаев, Б. Ц., Малышев, А. А. Психология обучения речевому мастерству. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002. – 224 с.
2. Бегидова, С. Н. Современные требования к профессиональной деятельности педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – №. 1(193). – С. 15–20.
3. Бусыгина, Т. А. Индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза: автореф. дис. канд. пс. наук: 19.00.05. / Самарский государственный педагогический университет. – Самара, 2004. – 24 с.
4. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
5. Денисенко, С. И. Некоторые тенденции изменения имиджа преподавателя вуза в современных условиях // Вестник МГЛУ. – 2016. – № 8 (747). – С. 64–72.
6. Елисеева, Е. В., Захарова, Н. И., Злобина, С. Н. Информационные технологии в образовательном процессе: монография. – Новосибирск: ЦРНС, 2015. – 196 с.
7. Зеер, Э. Ф., Павлова, А. М., Сыманюк, Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 215 с.
8. Иноземцева, Л. П. Имидж преподавателя как составляющая его профессиональной личности // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 24 (239). – С. 231–232.
9. Калюжный, А. А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 222 с.
10. Мурашов, А. А. Педагогическая риторика. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 479 с.
11. Орлова, О. В., Титова, В. Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 9 (162). – С. 60–64.
12. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учебное пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. – 492 с.
13. Пиз, А. Язык телодвижений: как читать мысли других по их жестам / пер с англ., вступ. Н. Котляр. – Новгород: Ай Кью, 1992. – 262 с.
14. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук, 2001. – 318 с.
15. Спиллейн, М. Создайте свой имидж: Руководство для женщин / пер. с англ. – М.: Олма-пресс, 1996. – 149 с.
16. Степанов, С. C. Язык внешности. – М.: ЭКСМО, 2001. – 415 с.
17. Тарасова, И. М. Формирование компетенций на основе междисциплинарного подхода при изучении естественнонаучных дисциплин. // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 9. – C. 146–150.
18. Фролова, О. В. Имидж как условие конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. – 2012. – № 6. – C. 121–126.
19. Шепель, В. М. Профессия имиджмейкер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 528 с.
20. Шершнева, В. А., Вайнштейн, Ю. В., Кочеткова, Т. О. Адаптивная система обучения в электронной среде // Программные системы: теория и приложения. – 2018. – T. 9, № 4 (39). – C. 159–177. https://doi.org/10.25209/2079-3316-2018-9-4-3-159-177
21. Энциклопедия этикета / сост. О. И. Максименко. – М.: Астрель, 2000. – 512 с.
22. Юнг, К. Психологические типы / пер. с нем. и англ. – Минск: Харвест, 2018. – 528 c.
23. Якушев, М. А. Технологии формирования имиджа. - М.: Телли, 2011. - 565 с.
24. Яровенко, И. Н. Профессиональный и личный имидж. - СПб.: Данис, 2014. - 471 с.
25. Российские студенты глазами иностранных профессоров // Школа перспективных исследований. Тюменский государственный университет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sas.utmn.ru/ru/russian-students/ (дата обращения: 18.01.2022).
26. Alvarez, C., Salavati, S., Nussbaum, M., Milrad, M. Collboard. Fostering new media literacies in the classroom through collaborative problem solving supported by digital pens and interactive whiteboards // Computers and Education. – 2013. – V. 63. – Pp. 368–379. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.12.019
27. Ferguson, R. Learning analytics: Drivers, developments and challenges // International Journal of Technology Enhanced Learning. – 2012. – V. 4, No. 5/6. – Pp. 304–317. https://doi.org/10.1504/IJTEL.2012.051816
28. Morgan, G. Images оf organization. – San Francisko: Berrett-Koehler Publishers; Sage Publications, 1998. – 349 p.
Рецензия
Для цитирования:
Тетцоева О.А., Тетцоева Е.М. Формирование имиджа преподавателя вуза в новой образовательной среде. Вестник университета. 2022;(2):223-230. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-2-223-230
For citation:
Tettsoeva O.A., Tettsoeva E.M. Image establishment of a higher education institution lecturer in the new educational environment. Vestnik Universiteta. 2022;(2):223-230. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-2-223-230