Регулирование международной деятельности российских образовательных организаций высшего образования
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-5-14
Аннотация
Одним из ключевых условий повышения конкурентоспособности российского образования на международном рынке является активное вовлечение университетов в различные формы международного сотрудничества. С этой целью изучения международных, федеральных, локальных нормативных правовых актов, регулирующих международную деятельность российских высших учебных заведений, выполнен анализ нормативной соответствующей правовой базы Российской Федерации. Международный аспект деятельности вузов был рассмотрен с помощью сравнительно-правового анализа соглашений между Россией и другими странами. В статье представлены результаты анализа принципов международных соглашений, регулирующих образовательный процесс в российских вузах. По данным исследования была проанализирована модель регулирования международной деятельности вузов Российской Федерации. Изучение нормативных правовых актов в сфере высшего образования в Российской Федерации позволило сделать вывод об уровне проработанности законодательства, обозначить перспективы развития и возможности расширения международной деятельности отечественных вузов.
Об авторах
В. В. БондаренкоРоссия
Бондаренко Владимир Викторович, д-р экон. наук, проф. каф. менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, директор
г. Пенза
Н. А. Назарова
Россия
Назарова Наталья Александровна, канд. экон. наук, директор Института финансовой грамотности «Стратегии повышения конкурентоспособности международной деятельности вузов в глобальном цифровом образовательном пространстве»
г. Москва
К. С. Таишева
Россия
Таишева Ксения Сергеевна, соискатель, зав. учебной частью
г. Пенза
Д. П. Пензина
Россия
Пензина Дарья Петровна, магистрант, сотрудник научно-учебной лаборатории «Стратегии повышения конкурентоспособности международной деятельности вузов в глобальном цифровом образовательном пространстве»
г. Пенза
Список литературы
1. Алешина И.В. Маркетинг университета эпохи цифровой глобализации. Вестник университета. 2021;1:20–27. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-1-20-27
2. Волошин А.В., Александров Ю.Л. Конкурентоспособность организаций высшего образования на рынке образовательных услуг: методический подход к оценке. Фундаментальные исследования. 2017;12-1:181–186.
3. Суетин А.Н., Суетин С.Н., Шулус А.А., Богомолов О.А., Трифонова А.В. Повышение конкурентоспособности вуза: глобальные тенденции и современное состояние мирового рынка образовательных услуг. Фундаментальные исследования. 2020;6:143–149. https://doi.org/10.17513/fr.42791
4. Петручак Л.А. Правовые аспекты интернационализации и экспорта российского образования. Образование и право. 2020;6:191–199. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10630
5. Старожук Е.А., Ватолкина Н.Ш. Нормативные аспекты реализации совместных образовательных программ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(6):81–92. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.077
6. Главный информационно-вычислительный центр федерального агентства по образованию РФ (ГИВЦ Рособразование). https://www.miccedu.ru/ (дата обращения: 17.01.2021).
7. Болонская декларация “Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования” (Болонья, 19 июня 1999 г.). https://base.garant.ru/2564382/ (дата обращения: 17.01.2022).
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о научнотехническом сотрудничестве (Москва, 16 декабря 1993 г.). https://base.garant.ru/2557503/ (дата обращения: 17.01.2022).
9. Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2004 № 467-р О подписании Меморандума о взаимопонимании между Минобразования РФ и Министерством торговли Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области технологий и инноваций. https://base.garant.ru/2562697/ (дата обращения: 17.01.2022).
10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о научно-техническом сотрудничестве (Мюнхен, 16 июля 2009 г.). https://base.garant.ru/2568534/ (дата обращения: 17.01.2022).
11. Совместное заявление о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия в области образования, научных исследований и инноваций (Ганновер, 11 апреля 2005 г.). http://www.kremlin.ru/supplement/3631 (дата обращения: 17.01.2022).
12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней (Москва, 29 июня 2015 г.). https://docs.cntd.ru/document/420309460 (дата обращения: 17.01.2022).
13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о научно-техническом сотрудничестве (Москва, 28 мая 1996 г.). https://base.garant.ru/71522708/ (дата обращения: 17.01.2022).
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры (Москва, 15 февраля 1994 г.). https://docs.cntd.ru/document/1900454 (дата обращения: 17.01.2022).
15. Соглашение о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Академией общественных наук Китая (Пекин, 18 декабря 1992 г.). https://base.garant.ru/70192966/ (дата обращения: 17.01.2022).
16. БРИКС. Страны БРИКС подписали меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций. http://brics2015.ru/news/20150323/21800.html (дата обращения: 17.01.2022).
17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.01.2022).
18. Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». https://base.garant.ru/400542027/ (дата обращения: 17.01.2022).
19. Федеральный закон от 02.12.1998 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21476/ (дата обращения: 17.01.2022).
20. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207990/ (дата обращения: 17.01.2022).
21. Интернет-портал СНГ. Сетевой университет Содружества Независимых Государств. https://e-cis.info/cooperation/3063/78389/ (дата обращения: 17.01.2022).
22. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99332/ (дата обращения: 17.01.2022).
23. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 17.01.2022).
24. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 21.07.2020). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 17.01.2022).
25. Минобрнауки РФ. Проект «5-100». https://www.5top100.ru/ (дата обращения: 17.01.2022).
26. Минобрнауки РФ. Программа «Приоритет-2030» https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/?ysclid=l1dt3xkc3r (дата обращения: 17.01.2022)
27. Финуниверситет. Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ». http://www.fa.ru/fil/penza/Pages/Home.aspx (дата обращения: 17.01.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Бондаренко В.В., Назарова Н.А., Таишева К.С., Пензина Д.П. Регулирование международной деятельности российских образовательных организаций высшего образования. Вестник университета. 2022;(3):5-14. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-5-14
For citation:
Bondarenko V.V., Nazarova N.A., Taisheva K.S., Penzina D.P. Regulating the international activities of Russian higher education institutions. Vestnik Universiteta. 2022;(3):5-14. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-5-14