Проблемы подготовки конкурентоспособного выпускника высшей школы в современных условиях
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-29-36
Аннотация
Одним из драйверов экономического развития является человеческий капитал, обладающий способностью трансформировать экономическое пространство и раскрывать инновационный потенциал систем и подсистем социальноэкономического ландшафта. Ключевая роль в формировании человеческих ресурсов будущего принадлежит высшей школе. Современные институциональные условия предъявляют новые требования к выпускникам вузов и системе высшего образования, в частности, к преподавателям вузов. Цель исследования: раскрыть необходимые компетенции современного преподавателя высшей школы, необходимые для подготовки конкурентоспособных специалистов и руководителей. В статье используются исторический, логический и сравнительный методы исследования, системный подход и метод моделирования. В статье обоснованы факторы, влияющие на трансформации современной экосистемы и современного студента, характерные черты обучающихся в университетах, указано на необходимость смены миссии высшей школы и преподавателя. Выделен перечень ключевых компетенций лектора и семинариста высшей школы, обладая которыми преподаватель способен подготовить конкурентоспособного выпускника.
Об авторе
Г. Н. РязановаРоссия
Рязанова Галина Николаевна, канд. экон. наук, доц. каф. институциональной экономики; доц. Департамента экономической теории
г. Москва
Список литературы
1. Сазанова С.Л. Вызовы метамодерна и их влияние на современную экономическую науку. Путеводитель предпринимателя. 2019;44:172–179.
2. Gibbons A. Metamodernism, the anthropocene, and the resurgence of historicity: Ben Lerner’s 10:04 and “The Utopian Glimmer of Fiction”. Critique-studies in contemporary fiction. 2021;62(2):137–151. https://doi.org/10.1080/00111619.2020.1784828
3. Belloso L.B. Metamodernism. The last dialectic. In: Critic-all: II International conference of architectural design and criticism. Digital Proceedings, Madrid, 20–22 June 2016, Higher technical school of architecture, Technical University of Madrid; P. 71–79. http://criticall.es/wp-content/uploads/2017/09/Criticall-II_Proceedings.pdf (дата обращения: 05.02.2022).
4. Bargár P. The Modern, the Postmodern, and ... the Metamodern? Reflections on a Transforming Sensibility from the Perspective of Theological Anthropology. Transformation-an international journal of holistic mission studies. 2021;38(1):3–15. https://doi.org/10.1177/0265378820976944
5. Harari G.M., Müller S.R., Aung M.S., Rentfrow P.J. Smartphone sensing methods for studying behavior in everyday life. Current Opinion in Behavioral Sciences. 2017;18:83–90. https://doi.org/10.1016/j.cobeha.2017.07.018
6. Ksenofontov A.A., Kirpicheva M.A., Trifonov P.V., Ksenofontov A.S. The use of modern management technology to improve business efficiency. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019;483:012114. https://doi.org/10.1088/1757-899X/483/1/012114
7. Chernigovskaya T.V., Parin S.B., Parina I.S., Konina A.A., Urikh D.K., Yachmonina Y.O. et al. Simultaneous interpreting and stress: pilot experiment. International journal of psychophysiology. 2016;108:155-165. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2016.07.472
8. Polevaia S., Parin S., Eremin E., Bulanov N., Chernova M., Parina I. et al. Event-related telemetry (ERT) technology for study of cognitive functions. International journal of psychophysiology. 2016;108:87–88. https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2016.07.274
9. Ermak E. Interdisciplinary integration on the basis of the geometrical constituent of the natural scientific picture of the world. In: SOCIETY. INTEGRATION. EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference, May 25–26, 2018. P. 79–85. https://doi.org/10.17770/sie2018vol1.3225
10. Thaler R.H., Sunstein C.R. Nudge: Improving decisions about health, wealth, and happiness. New Haven & London: Yale University Press; 2008.
11. Постников П.М., Мишин Ю.Д. Развитие выстраивается на преемственности. В кн.: Постников П.М. и др. (отв. ред.). Актуальные проблемы модернизации Высшей школы: резервы отечественной Высшей школы в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов: материалы ХХХI Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Новосибирск, 29 января 2020 г. Сибирский государственный университет путей сообщения (Новосибирск). 2020; C. 3–8.
12. Ale-Ruiz R., Earle D.H. Una herramienta para la gestión y el gobierno integrales del aprehendizaje universitario en entornos. Revista interuniverataria de formacion del profesorado-rifop. 2020; 34(95-2):37–59.
13. Benedek А., Nyíri K. (eds). The Power of the Image: Emotion, Expression, Explanation. Series “Visual Learning”. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften; 2014.
14. Liu L.J., Wang M. The Innovation of the educational mode of international students-from the perspective of “the Belt and Road” strategy. Proceedings of the 2017 international conference on education, economics and management research. Advances in Social Science Education and Humanities Research (ICEEMR 2017). 2017;95:353–356.
15. Ryazanova G.N., Surkova L.E. Digital technologies in the educational process of higher school. In: Popkova E.G., Sergi B.S. (eds). “Smart Technologies” for Society, State and Economy. ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems. Cham: Springer. 2021;155:881–892. https://doi.org/10.1007/978-3-030-59126-7_98
16. Nielsen K.L., Hansen G., Stav J.B. How the initial thinking period affects student argumentation during peer instruction: students’ experiences versus observations. Studies in higher education. 2014;41(1):124–138. https://doi.org/10.1080/03075079.2014.915300
17. Sharipov F.F., Krotenko T.Y., Dyakonova M.A. Transdisciplinary strategy of continuing engineering education. In: Ashmarina S., Mantulenko V., Vochozka M. (eds). Engineering Economics: Decisions and Solutions from Eurasian Perspective. ENGINEERING ECONOMICS WEEK 2020. Lecture Notes in Networks and Systems. Cham: Springer 2021;139:480–488. https://doi.org/10.1007/978-3-030-53277-2_57
18. Суркова Л.Е., Суркова Е.К. Тенденции освоения информационных технологий студентами непрофильных направлений обучения на примере строительного вуза. В кн.: Альминдеров А.В. (ред.). Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: сборник научных трудов; материалы Восемнадцатой открытой Всероссийской конференции, Москва, онлайн, 19–20 мая 2021 г. С. 125–126.
Рецензия
Для цитирования:
Рязанова Г.Н. Проблемы подготовки конкурентоспособного выпускника высшей школы в современных условиях. Вестник университета. 2022;(3):29-36. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-29-36
For citation:
Ryazanova G.N. Problems of training competitive higher education graduates in today’s environment. Vestnik Universiteta. 2022;(3):29-36. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-29-36