Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Гиперстезические реакции и актуальное самовосприятие у студентов на этапе самоизоляции во время пандемии COVID-19

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-177-185

Аннотация

Статья содержит результаты обследования московских студентов обоих полов в период карантина, связанного с пандемией COVID-19. Изучались гиперстезические реакции и самовосприятие. Показано, что доля студентов с высоким общим уровнем гиперстезических реакций составила 5,8 %, со средним – 27,5 %, с низким – 66,7 %. Все частные показатели этого параметра зарегистрированы в области низкий значений с тенденцией к среднему уровню. Наиболее выраженной реакцией оказалось «обращение внимания на разные ситуации, события или раздражители, на которые раньше совершенно не обращал внимания». Приведены результаты сравнительного анализа данных по половому признаку; у девушек обнаружен достоверно более высокий общий уровень гиперстезических реакций. Все показатели актуального самовосприятия оказались умеренно выраженными, свидетельствующими о его адекватности. Межполовые различия обнаружены в оценках «свободный» и «здоровый». Обращено внимание на то, что корреляционный анализ по Пирсону не показал наличие связи между гиперстезическими реакциями и самовосприятием – их удалось выявить с помощью метода изучения простейших нелинейных статистических связей М.М. Басимова, что в дальнейшем предполагает интерпретацию в рамках синергетической методологии.

Об авторах

М. М. Басимов
Институт мировых цивилизаций
Россия

Басимов Михаил Михайлович, д-р психол. наук, ведущий научный сотрудник

г. Москва



Н. А. Цветкова
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Россия

Цветкова Надежда Александровна, д-р психол. наук, главный научный сотрудник

г. Москва



Список литературы

1. Абдрашитов, Р. Т., Абакаров, А. М., Кубекова, А. С. Психологическое состояние студентов в условиях выхода из самоизоляции. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020;9(4А):98–105. https://doi.org/10.34670/AR.2020.25.61.011

2. Акаев Д. И., Матюхина, М. И. Особенности изменения психического здоровья студентов в период пандемии COVID-19. Молодой ученый. 2021;(347):116–118.

3. Аскатова К.Б., Брызгалова Ю.М., Лачинова Д.И., Шакриаламова А.Л. Психическое и психологическое здоровье студентов во время пандемии COVID-19. Проблемы современны социокультурных исследований: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 27 октября 2020 г. Белгород: АПНИ, 2020; с. 59–64.

4. Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И., Пучкова Е.Б., Темнова Л.В. Студенты в период пандемии COVID-19: понимание ситуации самоизоляции. Научное обозрение. Сер. 1. Экономика и право. 2020;(3):196–205. https://doi.org/10.26653/2076-4650-2020-3-18

5. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Константинова Н.П., Пчелинова В.В. Цифровые технологии организации физической активности обучающихся в условиях удаленных образовательных коммуникаций в период пандемии COVID-19. Теория и практика физической культуры. 2021;(6):67–70.

6. Brooks S.K., Webster R.K., Smith L.E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N. and Rubin G.J. The Psychological Impact of Quarantine and How to Reduce It: Rapid Review of the Evidence. The Lancet. 2020;395(10227):912–920. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8

7. Parola A., Rossi A., Tessitore F., Troisi G., and Mаnnarini S. Mental Health Through the COVID-19 Quarantine: A Growth Curve Analysison Italian Young Adults. Front Psychol. 2020;(11):567484. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.567484

8. Кисляков П.А. Психологическая устойчивость студенческой молодежи к информационному стрессу в условиях пандемии COVID-19. Перспективы науки и образования. 2020;(47):343–356. https://doi.org/10.32744/pse.2020.5.24

9. Кольцова И.В., Долганина В.В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;8(4):49.

10. Березин Ф.Б. Психофизическая адаптация и тревога. Psychology OnLine.Net. https://www.psychology-online.net/articles/doc-1877.html (дата обращения: 11.02.2022).

11. Столярская Е.В. Самовосприятие и самоактуализация у студентов вуза. В кн.: Фурманов И.А. (ред.) Актуальные проблемы социализации учащейся молодежи: сб. науч. ст. Мн.: БГУ; 2013. С. 131–141.

12. Бабиянц К.А., Коломийченко Е.В., Хажуев И.С. Особенности самоотношения студентов вуза, занимающихся и не занимающихся спортом, в связи с самовосприятием физической и эстетической модальностей Я-образа. Российский психологический журнал. 2017;14(1):25–38. https://doi.org/10.21702/rpj.2017.1.2

13. Михайлова И.В., Таскина С.В. Самовосприятие и когнитивные особенности студентов с разным социометрическим статусом. Вестник МГОУ. Сер.: Психологические науки. 2017;(4):60–67. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2017-4-60-67

14. Басимов М.М. Изучение статистических связей в психологических исследованиях: Монография. М.: МПСИ; 2008. 432 с.

15. Basimov M.M. Mathematical methods in psychological research (Nontraditional methods): Monograph. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing; 2011. 185 p.


Рецензия

Для цитирования:


Басимов М.М., Цветкова Н.А. Гиперстезические реакции и актуальное самовосприятие у студентов на этапе самоизоляции во время пандемии COVID-19. Вестник университета. 2022;(3):177-185. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-177-185

For citation:


Basimov M.M., Tsvetkova N.A. Hypersthetic reactions and actual self-perception students at the stage of self-isolation during the COVID-19 pandemic. Vestnik Universiteta. 2022;(3):177-185. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-177-185

Просмотров: 337


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)