Мужские и женские авто- и гетеростереотипы российской и белорусской молодежи
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-192-200
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме психологии социального познания –стереотипизации как механизму межличностной перцепции и самовоприятия в контексте половой принадлежности субъекта и объекта социальной перцепции. Представлены результаты эмпирического исследования половых авто- и гетеростереотипов девушек и юношей, выполненного на объединенной (российско-белорусской) выборке. Содержательные характеристики и модальность (эмоциональная окраска) половых авто- и гетеростереотипов выявлялись с помощью свободного ассоциативного эксперимента. Определены и проанализированы содержание и структура мужских и женских авто- и гетеростереотипов, существующих в обыденном сознании современной молодежи. На основании результатов корреляционного анализа раскрыты сила, направленность и содержательные характеристики взаимосвязи авто- и гетеростереотипов в мужской и женской выборках. Результаты исследования представляют интерес для специалистов в области психологии социального познания, дифференциальной психологии, социальной психологии личности, психологии гетеросексуальных отношений.
Об авторах
М. М. КарнеловичБеларусь
Карнелович Марина Михайловна, канд. психол. наук, доц. каф. экспериментальной и прикладной психологии
г. Гродно
В. И. Казаренков
Россия
Казаренков Вячеслав Ильич, д-р пед. наук, проф. каф. психологии и педагогики
г. Москва
Список литературы
1. Липпман У. Общественное мнение. Пер. с англ. Т.В. Барчунова. М.: Институт Фонда «Общественное мнение»; 2004.
2. Грошев И.В. Образ пола в рекламе. Журнал прикладной психологии. 1999;1:46–63.
3. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра. В кн: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. (сост.) Социальная психология: хрестоматия. М.: Аспект Пресс; 2008. С. 170–187.
4. Кабалевская А.И. Представления о гендерных стереотипах в современной социальной психологии. Психологические исследования. 2012;2(22):13–19.
5. Грошев И.В., Исследование проблемы половых и гендерных различий в современных психологических теоретико-методологических подходах и концепциях. Известия Российской академии образования. 2011;4(20):101–123.
6. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований. Личность. Культура. Общество. 2003;5(1-2):120–138.
7. Римашевская Н.М. (ред.) Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного социологического исследования: монография. М.: ИЭП РАН; 2009.
8. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии. Вопросы психологии. 2003;1:61–78.
9. Карнелович М.М. Половозрастные, профессиональные и социальные факторы развития субъектности молодых педагогов. В сб.: Психологическое сопровождение образовательного процесса. Вып. 5. Минск: РИПО; 2015. C. 75–80.
10. Казаренков В. И. Интегративный курс «Искусство человеческого взаимодействия» в практике подготовки специалистов в высшей школе. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2006;2:142–145.
11. Янчук В.А. Введение в социальную психологию. Минск: АСАР.
Рецензия
Для цитирования:
Карнелович М.М., Казаренков В.И. Мужские и женские авто- и гетеростереотипы российской и белорусской молодежи. Вестник университета. 2022;(3):192-200. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-192-200
For citation:
Karnialovich M.M., Kazarenkov V.I. Female and Male auto- and heterostereotypes of Russian and Belarusian youth. Vestnik Universiteta. 2022;(3):192-200. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-192-200