Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Мужские и женские авто- и гетеростереотипы российской и белорусской молодежи

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-192-200

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме психологии социального познания –стереотипизации как механизму межличностной перцепции и самовоприятия в контексте половой принадлежности субъекта и объекта социальной перцепции. Представлены результаты эмпирического исследования половых авто- и гетеростереотипов девушек и юношей, выполненного на объединенной (российско-белорусской) выборке. Содержательные характеристики и модальность (эмоциональная окраска) половых авто- и гетеростереотипов выявлялись с помощью свободного ассоциативного эксперимента. Определены и проанализированы содержание и структура мужских и женских авто- и гетеростереотипов, существующих в обыденном сознании современной молодежи. На основании результатов корреляционного анализа раскрыты сила, направленность и содержательные характеристики взаимосвязи авто- и гетеростереотипов в мужской и женской выборках. Результаты исследования представляют интерес для специалистов в области психологии социального познания, дифференциальной психологии, социальной психологии личности, психологии гетеросексуальных отношений.

Об авторах

М. М. Карнелович
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Беларусь

Карнелович Марина Михайловна, канд. психол. наук, доц. каф. экспериментальной и прикладной психологии

г. Гродно



В. И. Казаренков
Российский университет дружбы народов
Россия

Казаренков Вячеслав Ильич, д-р пед. наук, проф. каф. психологии и педагогики

г. Москва



Список литературы

1. Липпман У. Общественное мнение. Пер. с англ. Т.В. Барчунова. М.: Институт Фонда «Общественное мнение»; 2004.

2. Грошев И.В. Образ пола в рекламе. Журнал прикладной психологии. 1999;1:46–63.

3. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра. В кн: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. (сост.) Социальная психология: хрестоматия. М.: Аспект Пресс; 2008. С. 170–187.

4. Кабалевская А.И. Представления о гендерных стереотипах в современной социальной психологии. Психологические исследования. 2012;2(22):13–19.

5. Грошев И.В., Исследование проблемы половых и гендерных различий в современных психологических теоретико-методологических подходах и концепциях. Известия Российской академии образования. 2011;4(20):101–123.

6. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований. Личность. Культура. Общество. 2003;5(1-2):120–138.

7. Римашевская Н.М. (ред.) Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного социологического исследования: монография. М.: ИЭП РАН; 2009.

8. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии. Вопросы психологии. 2003;1:61–78.

9. Карнелович М.М. Половозрастные, профессиональные и социальные факторы развития субъектности молодых педагогов. В сб.: Психологическое сопровождение образовательного процесса. Вып. 5. Минск: РИПО; 2015. C. 75–80.

10. Казаренков В. И. Интегративный курс «Искусство человеческого взаимодействия» в практике подготовки специалистов в высшей школе. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2006;2:142–145.

11. Янчук В.А. Введение в социальную психологию. Минск: АСАР.


Рецензия

Для цитирования:


Карнелович М.М., Казаренков В.И. Мужские и женские авто- и гетеростереотипы российской и белорусской молодежи. Вестник университета. 2022;(3):192-200. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-192-200

For citation:


Karnialovich M.M., Kazarenkov V.I. Female and Male auto- and heterostereotypes of Russian and Belarusian youth. Vestnik Universiteta. 2022;(3):192-200. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-3-192-200

Просмотров: 395


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)