Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Перспективы и обязательства смарт-образования (smart education) в России

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-4-40-47

Аннотация

Вызовы современного мира не только многочисленны, но и разнообразны – от позитивного влияния на развитие общества до явно недружественных выпадов в экономике, политике, науке и образовании. Позитивные тенденции связаны с развитием смарт-образования – новой когнитивной сферы, предполагающей комплексную коммуникацию всех участников образовательного процесса с целью непрерывного совершенствования методов и технологий экономики знаний. В цифровой парадигме управления общественным развитием источниками знаний становятся не только различные форматы (цифровой и бумажный) учебников, пособий и иного, но и тесный творческий союз преподавателя и студента, позволяющий не заблудиться в бесконечных просторах сети «Интернет». В статье освещены тенденции изучения отечественными и зарубежными авторами проблем и перспектив развития смарт-образования. Предложен механизм трансформации устоявшихся методов профессионального обучения в вузах России в новый концепт смартобразования. Сформулированы принципы данного формата цифрового образования. Содержание статьи определила методология развития экономики знаний: основные принципы смарт-образования и концептуально важные методы организации учебного процесса. Развитию идеи перспективной концепции смарт-университета поспособствовали труды профессоров: А.А. Бубенчикова, В.В. Глухова, М.К. Новикова, В.П. Тихомирова и др. Материал статьи основывается на таких методах научного исследования, как: сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, позитивный и нормативный анализ, а также метод научной логики.

Об авторах

А. В. Бодяко
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Бодяко Анна Владимировна, д-р экон. наук, доц. департамента аудита и корпоративной отчетности

г. Москва



Т. М. Рогуленко
Государственный университет управления
Россия

Рогуленко Татьяна Михайловна, д-р экон. наук, проф. каф. бухгалтерского учета, аудита и налогообложения

г. Москва



С. В. Пономарева
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Пономарева Светлана Валерьевна, д-р экон. наук, доц. каф. аудита и внутреннего контроля

г. Санкт-Петербург



М. В. Краюшкина
Московский университет имени А.С. Грибоедова
Россия

Краюшкина Марина Викторовна, канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента и управления персоналом

г. Москва



Список литературы

1. Bodyako A.V., Bulyga R.P., Ponomareva S.V., Rogulenko T.M. Determination of economically sound criteria to assess the effectiveness of control processes. International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019;8(2):4101–4109. https://doi.org/10.35940/ijrte.B3070.078219

2. Rogulenko T.M., Ponomareva S.V., Krishtaleva T.I. Competition between intelligent machines and digital personnel: the coming crisis in the labor market during the transition to the cyber economy. In: Filippov V., Chursin A., Ragulina J., Popkova E. (eds.) The Cyber Economy. Contributions to Economics. Cham: Springer; 2019. P. 185–194. https://doi.org/10.1007/978-3-030-31566-5_20

3. Ageeva O.A., Bogoviz A.V., Osipov V.C., Kletskova E.V., Makuscyenko L.V. Unreadiness of society for information economy’s formation. In: Sukhodolov A.P., Popkova E.G., Litvinova T.N. (eds) Models of modern information economy: conceptual contradictions and practical examples. Bingley: Emerald Publishing Limited. P. 115–125.

4. Adamova G.A., Khabib M.D., Teplyakova M.Y. The problems with information support of strategic management. In: Bogoviz A.V. (ed) Complex systems: Innovation and sustainability in the digital age. Studies in systems, decision and control. Cham: Springer. 2020;282:33–41. https://doi.org/10.1007/978-3-030-44703-8_5

5. Тихомиров В.П., Днепровская Н.В. Смарт-образование как основная парадигма развития информационного общества. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015;11(1):9–13.

6. Тихомирова Н.В. Глобальная стратегия развития smart-общества. МЭСИ на пути к Smart-университету. http://smartmesi.blogspot.com/2012/03/smart-smart.html (дата обращения: 18.02.2022).

7. Тихомиров В.П. Мир на пути Smart education. Новые возможности для развития. Открытое образование. 2011;(3):22–28.

8. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Россия заняла десятое место в «Глобальном индексе по кибербезопасности»: официальное заявление. https://digital.gov.ru/ru/events/37579/ (дата обращения: 18.02.2022).

9. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». https://base.garant.ru/71551998/ (дата обращения: 18.02.2022).

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 (ред. от 18.12.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 18.02.2022).

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322380/ (дата обращения: 18.02.2022).

12. Паспорт национального проекта «Наука» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319304/ (дата обращения: 18.02.2022).

13. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 18.02.2022).

14. GfK. Проникновение Интернета в России: Исследование GfK: пресс-релиз. http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/ (дата обращения: 18.02.2022).

15. Федеральная служба государственной статистики. Наука, инновации и информационное общество. https://rosstat.gov.ru/folder/154849 (дата обращения: 18.02.2022).

16. Завражин А.В. Смарт и гуманитарные аспекты преподавания в высшей школе. Статистика и экономика. 2015;(3):6–11. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2015-3-6-9

17. Максимова В.Ф. Smart (интеллектуальная) экономика: цели, задачи и перспективы. Открытое образование. 2011;(3):63–71.

18. Глухов В.В., Васецкая Н.О. Смарт-образование как инструмент повышения качества профессиональной подготовки. Вопросы методики преподавания в вузе. 2017;6(21):8–17. https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.21.1

19. Троянов Т.М. Наши потери. Инновации в образовании. 2020;(11):34–40.

20. Сарсембаева Г.Ж., Кайгородцев А.А. Концепция smart-университета. Вестник Казахстанско-Американского Свободного Университета. 2016;(1):15–19.


Рецензия

Для цитирования:


Бодяко А.В., Рогуленко Т.М., Пономарева С.В., Краюшкина М.В. Перспективы и обязательства смарт-образования (smart education) в России. Вестник университета. 2022;(4):40-47. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-4-40-47

For citation:


Bodyako A.V., Rogulenko T.M., Ponomareva S.V., Krayushkina M.V. Perspectives and commitments of smart education in Russia. Vestnik Universiteta. 2022;(4):40-47. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-4-40-47

Просмотров: 506


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)