Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Анализ профессиональных навыков специалистов в сфере искусственного интеллекта

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-4-81-89

Аннотация

В условиях цифровизации специалистам необходимо обладать соответствующими навыками, поэтому многие абитуриенты выбирают специальности, в которых преобладают информационные технологии и знания в области программирования. Комплексные меры по подготовке выпускников в условиях цифровизации охватывают формирование соответствующих образовательных программ. Цель исследования – подготовка рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения на основе сопоставления различных программ, затрагивающих подготовку специалистов в этой области. В иследовании использованы методы: 1) выборочного обследования, благодаря которому отобрано 4 российских вуза, осуществляющих подготовку по учебным программам в области информационных технологий; 2) группировок и типологизации основных образовательных программ, профессиональных стандартов и дисциплин, благодаря чему построены соответствующие типологические группировки, которые позволяют конкретизировать требования к знаниям, умениям и навыкам, необходимым специалистам по работе с искусственным интеллектом. Проведен сравнительный анализ профессиональных стандартов, учитывающих работу современного специалиста с цифровыми навыками. Определен компетентностный подход в образовательном процессе, выявлена необходимость в разработке профессионального стандарта для специалистов в области искусственного интеллекта и машинного обучения. На основе полученных результатов подготовлены рекомендации по базовым дисциплинам, которые необходимо включать в образовательные программы вузов для подготовки конкурентоспособных выпускников.

Об авторах

Г. П. Сорокина
Государственный университет управления
Россия

Сорокина Галина Петровна, д-р экон. наук, директор Института экономики и финансов

г. Москва



Е. А. Долгих
Государственный университет управления
Россия

Долгих Екатерина Алексеевна, канд. экон. наук, доц. каф. статистики

г. Москва



Т. А. Першина
Государственный университет управления
Россия

Першина Татьяна Алексеевна, канд. экон. наук, доц. каф. статистики

г. Москва



Список литературы

1. Cascio W.F. Training trends: Macro, micro, and policy issues. Human Resource Management Review. 2019;29(2):284–297. https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2017.11.001

2. Алиева Р.Р., Гузуева Э.Р., Эсмурзаева М.Х. Роль информационно-цифрового пространства в современном образовании. Известия Чеченского государственного университета. 2019;3:26–30.

3. Васильев В.Л., Бочкарева Т.Н., Гапсаламов А.Р. На пути к цифре: проблемы развития современного российского образования. В сб.: Яковлева Е.В. Белолобова А.А. (ред.). Материалы Международной научно-практической конференции «Управленческий и сервисный потенциал цифровой экономики: проблемы и перспективы», Омск, 14–15 мая 2020 г. Омск: Омский государственный технический университет; 2020. С. 150–153.

4. Вахитов Д.Р., Гриневецкая Т.Н., Латыпов Р.А., Саитова Р.Г. Особенности реагирования системы образования на происходящие в мире изменения. Мир науки, культуры, образования. 2020;81:227–230. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00272

5. Волкова И.А., Петрова В.С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;1:17–24.

6. Тагаева Е.А., Бакулина Е.А., Бакаева О.А., Каско Ж.А. Формирование ИКТ-компетенций студентов педагогического вуза в условиях цифровизации образования. Современные проблемы науки и образования. 2020;1:30–38. https://doi.org/10.17513/spno.29531

7. Кузнецов Н.В., Лесных Ю.Г., Прохорова Т.А. Цифровизация экономики: Россия на пути к технологическому первенству. E-Management. 2020;3:45–52. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2020-3-3-45-52

8. Смирнов Е.Н., Лукьянов С.А. Формирование и развитие глобального рынка систем искусственного интеллекта. Экономика региона. 2019;15(1):57–69. https://doi.org/10.17059/2019-1-5


Рецензия

Для цитирования:


Сорокина Г.П., Долгих Е.А., Першина Т.А. Анализ профессиональных навыков специалистов в сфере искусственного интеллекта. Вестник университета. 2022;(4):81-89. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-4-81-89

For citation:


Sorokina G.P., Dolgikh E.A., Pershina T.A. Competence analysis of artificial intelligence professionals. Vestnik Universiteta. 2022;(4):81-89. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-4-81-89

Просмотров: 384


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)