Социально-психологические риски разных поколений в процессе цифровизации общества
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-4-169-175
Аннотация
Рассмотрены основные тренды ускоренной цифровизации современного общества и их влияние на социально-психологические аспекты личности, структуру познавательных процессов и ее когнитивные составляющие. Проанализирована сущность каждого из пяти поколений, начиная от старшего поколения Бэби-бумеров и заканчивая новым поколением Альфа, их отличительные черты, особенности, факторы риска и ценностные ориентации. Авторами предложены возможные способы минимизации последствий социально-психологических рисков для каждого поколения. Цель и задача исследования: на примере рассмотренных пяти поколений показать социально-психологические риски, которым подвержено современное общество и определить способы их минимизации. Методы исследования: сравнительный и социокультурный анализ. Инструменты исследования – теория поколений. В результате проведенного исследования были обозначены социально-психологические риски и предложены варианты их минимизации с помощью достижений научного знания. Организационно-экономические и социально-психологические механизмы позволяют снизить риски при интенсивном развитии цифровизации общества и сохранить гармоническое отношение между разными поколениями.
Об авторах
В. Н. ВоронинРоссия
Воронин Владимир Николаевич, д-р психол. наук, ректор
г. Москва
М. В. Ионцева
Россия
Ионцева Мария Владимировна, д-р психол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории
г. Москва
Л. Ю. Шураева
Россия
Шураева Лариса Юрьевна, канд. психол. наук, доц. каф. социологии, психологии управления и истории
г. Москва
Список литературы
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; 2005. 1134 с.
2. Howe N., Strauss W. Generations: A History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow and Company, 1991. 540 p.
3. Ожиганова, Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения. Бизнесобразование в экономике знаний. 2015;(1):94–97.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика; 1982. 504 с.
5. Божович, Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества. Культурно-историческая психология. 2008;4(4):91–99.
6. Авдеева А.А., Ионцева М.В., Белоус О.В. Социально-психологическая адаптация к профессиональной деятельности управленческих кадров поколений X и Y. В кн.: Проблемы управления – 2020: материалы 28-й Всероссийской студенческой конференции. Вып. 1. М.: ГУУ; 2020. С. 237–240.
7. Дутко Ю.А., Беловол Е.В. Особенности формирования личностного мышления в цифровой среде (сравнительный анализ поколений). Наука и образование. 2020;(1):78–92.
8. Воронин В.Н., Ионцева М.В. Цифровизация общества. Риски. Фейковая реальность. Материалы IV Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика». Технологическое лидерство: взгляд за горизонт. М.: ГУУ; 2021. С. 204–209.
Рецензия
Для цитирования:
Воронин В.Н., Ионцева М.В., Шураева Л.Ю. Социально-психологические риски разных поколений в процессе цифровизации общества. Вестник университета. 2022;(4):169-175. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-4-169-175
For citation:
Voronin V.N., Iontseva M.V., Shuraeva L.Yu. Socio-psychological risks of different generations in the digitalisation of society. Vestnik Universiteta. 2022;(4):169-175. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-4-169-175