Внедрение цифровых компетенций в образовательные программы высшего образования в России
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-5-61-70
Аннотация
В условиях цифровизации трансформация образовательного процесса неизбежна и является приоритетным вопросом для любой страны, которая хочет сохранить или повысить свои позиции на мировой арене. В статье представлен сравнительный анализ цифровых компетенций (DigComp 2.0) и возможности их реализации в системе высшего образования в России. Рассмотрено сопоставление сформулированных компетенций в методике, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 января 2020 г. № 41, а также Международным союзом электросвязи и другими европейскими организациями. Определены дескрипторы (знания, умения и навыки) выпускников по различным направлениям, которые в эпоху цифровизации, должны обладать необходимыми цифровыми компетенциями. На сегодняшний день профессиональными стандартами даже в гуманитарных профессиях определены требования к техническим и компьютерным навыкам. В статье предложены формулировки универсальных компетенций в системе высшего образования на основе проведенного анализа.
Об авторах
Г. П. СорокинаРоссия
Сорокина Галина Петровна, д-р экон. наук, Директор института экономики и финансов
г. Москва
Т. А. Першина
Россия
Першина Татьяна Алексеевна, канд. экон. наук, доц. каф. статистики
г. Москва
Е. А. Долгих
Россия
Долгих Екатерина Алексеевна, канд. экон. наук, доц. каф. статистики
г. Москва
Список литературы
1. Российская Федерация. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731/page/3 (дата обращения: 24.02.2022)
2. Сидорчук И.П., Охрименко А.А. Прогнозная модель организации образования взрослых в условиях цифровой экономики. Big Data and Advanced Analytics. 2020;(6-3):128–134.
3. Зарипова Р.С. Особенности и тенденции развития современного инженерного образования. Современные исследования социальных проблем. 2018;9(8-2):43–46.
4. Камнева В.В., Коняева Е.А. Цифровая экономика в образовании. Скиф. 2018;(19):101–105.
5. Чернобровкина И.И. Формирование профессиональных компетенций в процессе изучения дисциплин искусственного интеллекта. Евразийский союз ученых. 2014;7-6(7):32–34.
6. Vuorikari R., Punie Y., Carretero Gomez S., Van den Brande G. DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: The Conceptual Reference Model. Luxembourg: European Union; 2016. https://doi.org/10.2791/11517
Рецензия
Для цитирования:
Сорокина Г.П., Першина Т.А., Долгих Е.А. Внедрение цифровых компетенций в образовательные программы высшего образования в России. Вестник университета. 2022;(5):61-70. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-5-61-70
For citation:
Sorokina G.P., Pershina T.A., Dolgikh E.A. Implementation of digital competencies in higher education educational programs in Russia. Vestnik Universiteta. 2022;(5):61-70. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-5-61-70