Трансформация американской академической системы в период пандемии COVID-19
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-5-210-218
Аннотация
В представленной статье исследуется вопрос структурной трансформации современной американской академической системы, а точнее, одного из основных существующих в ней форматов – университетов, и их функционирования в период первых месяцев распространения коронавирусной инфекции. Пандемия COVID-19 самым широким и комплексным образом повлияла на системы высшего образования, что и продемонстрировано в статье. Стоит отметить, что активно протекающие тренды цифровизации, компьютеризации и общего внедрения результатов научно-технического прогресса системы высшего образования были наложены на новые экстремальные условия пандемии и необходимость выбора иного формата работы в сложившейся ситуации. Наиболее заметны протекающие трансформации и структурные изменения именно в США ввиду целого ряда факторов: от исторической динамичности развития американской ситемы высшего образования до ее активной роли в процессах развития и внедрения технологий. Американская академическая система представлена и проанализирована в двух основных форматах: публичные университеты и частные. Каждая группа из обозначенных университетов выбрала свою стратегию функционирования и имплементировала ее на практике, учитывая индивидуальные факторы и условия. Однако уже сейчас наблюдается сепарирование между двумя этими большими группами американских университетов в использовании стратегий функционирования в период пандемии коронавирусной инфекции. Анализ факторов, условий, контекстов и действий университетов из данных групп позволяет понять не только динамику развития американской академической системы в данный момент, но и позволит понимать ее будущие трансформации и изменения.
Ключевые слова
Об авторах
С. А. ГришаеваРоссия
Гришаева Светлана Алексеевна, канд. психол. наук, доц. каф. социологии и психологии управления
г. Москва
И. С. Сусленко
Россия
Сусленко Илья Сергеевич, студент
г. Москва
Список литературы
1. Бертон К. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ; 2019. 360 с.
2. Невеличко Л.Г., Воротилкина И.М., Синюков В.А., Белкина Н.В. Дистанционное обучение – фактор социального риска. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021;12(1):24.
3. Лоскутова И.М., Панич Н.А., Юдина Е.Н. Социальные аспекты дистанционного обучения в период пандемии COVID-19. Теория и практика общественного развития. 2021;(3):32.
4. Альтбах Ф. Глобальные перспективы высшего образования. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ; 2018. 152 с.
5. Костоева З.М., Лолохоева Л.Р. Костоева М.М. Дистанционное обучение: плюсы и минусы. Вестник науки и образования. 2020;(19):76–78.
6. Крехан Л. Умные земли. Секреты успеха образовательных сверхдержав. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ; 2020. 95 с.
7. QS Quacquarelli Symonds. QS World University Ranking 2022: Top Global Universities. https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2022 (дата обращения: 21.03.2022).
8. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ; 2021. 304 с.
9. Дельбанко Э. Колледж: каким он был, стал и должен быть. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ; 2015. 256 с.
10. Согрин В.В. Джефферсон человек, мыслитель, политик. М.: Наука; 1989. 280 с.
11. Васильцов В.С., Левашов Е.Н. Система кредитования высшего образования в США. Вестник Череповецкого государственного университета. 2013;(1):70–74.
Рецензия
Для цитирования:
Гришаева С.А., Сусленко И.С. Трансформация американской академической системы в период пандемии COVID-19. Вестник университета. 2022;(5):210-218. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-5-210-218
For citation:
Grishaeva S.A., Suslenko I.S. Transformation of the American academic system during the COVID-19 pandemic. Vestnik Universiteta. 2022;(5):210-218. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-5-210-218