Феномен детского эмоционального выгорания в условиях детского оздоровительного лагеря
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-5-227-235
Аннотация
В статье рассмотрены понятия эмоционального и профессионального выгорания, проведена их дифференциация, основанная на сфере их проявления и специфике вида деятельности. Поднята проблема возможности существования эмоционального выгорания у детей, предиктором которой может выступать образовательная среда, оказывающая существенное влияние на психологическое благополучие субъектов образовательного процесса. Цель исследования состояла в том, чтобы выявить наличие эмоционального выгорания у детей в образовательной среде. Для ее достижения авторами были выдвинуты и реализованы следующие задачи: 1) выделение специфических особенностей детского оздоровительного лагеря как образовательной среды; 2) определение предпосылок возникновения эмоционального выгорания у детей в детском оздоровительном лагере; 3) адаптация методики диагностики эмоционального выгорания для детей; 4) измерение уровней эмоционального выгорания в начале и в конце лагерной смены и сравнение выявленных показателей с помощью методов математической статистики (Т-критерий Стьюдента для зависимых выборок). Адаптированная русификация Н.Е. Водопьяновой опросника Маслач (MBI) применялась на выборке от 10 до 16 лет. Представленные результаты эмпирического исследования свидетельствуют о наличии эмоционального выгорания у детей и открывают перспективы исследований феномена детского эмоционального выгорания.
Об авторах
С. Е. ПанинаРоссия
Панина Светлана Евгеньевна, студент
г. Самара
А. В. Никитин
Россия
Никитин Артём Вадимович, студент
г. Самара
Н. Ю. Самыкина
Россия
Самыкина Наталья Юрьевна, канд. психол. наук, доц. каф. психологии развития
г. Самара
Список литературы
1. Гусева М.А. Феномен эмоционального выгорания в российских организациях. Вопросы устойчивого развития общества. 2020;(2):468–475. https://doi.org/10.34755/IROK.2020.63.42.074
2. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа. Вопросы психологии. 2008;(2):3–16.
3. Князев В.Н., Ремизова К.А. Современное состояние проблемы эмоционального выгорания в психологической науке. Вестник университета. 2017;(5):181–189.
4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. Серия «Практическая психология». 2-е изд. СПб.: Питер; 2008. 336 с.
5. Горшков Е.А., Косоногова В.И. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников. Молодой ученый. 2015;(103):51–55.
6. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Сударыня; 1999. 28 с.
7. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания. Медицинская газета. 2005;8(43). http://www.rusmedserv.com/medgazeta/2005g/43/article_3322.html (дата обращения:18.02.2022).
8. Кмить К.В., Попов Ю.В. Эмоциональное выгорание, не связанное с профессиональным стрессом. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2013;(3):3–10.
9. Гольменко А.Д. Профессиональное выгорание учителей как фактор нарушения психологической безопасности образовательной среды. В кн.: Педагог-психолог в современном образовании: личностный потенциал и его развитие: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 11–12 мая 2017 г. Иркутск: Аспринт; 2017. С. 103–111.
10. Пестов А.В., Бостанджиева Т.М. Влияние эмоционального выгорания педагогов на отношение к образовательной среде всех ее участников. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;8(1):54.
11. Бочарова А.В. Исследование эмоционального истощения у педагогов среднего и старшего звена. Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2018;(18):20–25.
12. Ширяева В.В. О профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов дополнительного образования. Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014;10(5-2):263–265.
13. Ракицкая А.В. Синдром эмоционального выгорания у сотрудников современного учреждения образования. Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018;3(2):120–139.
14. Михайловский А.Д. Значение понятия «эмоциональное истощение» в аспекте эмоционального выгорания. В кн.: Исследования молодых ученых: материалы XVII Международной научной конференции, Казань, 20–23 февраля 2021 г. Казань: Молодой ученый; 2021. С. 50–55.
15. Попов А.А., Глухов П.П., Луппа Г.М., Попова О.А. Отдых детей в рамках компетентностного подхода: методическое пособие. Изд. 2-3. М.: ЛЕНАНГД; 2017. 192 с.
Рецензия
Для цитирования:
Панина С.Е., Никитин А.В., Самыкина Н.Ю. Феномен детского эмоционального выгорания в условиях детского оздоровительного лагеря. Вестник университета. 2022;(5):227-235. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-5-227-235
For citation:
Panina S.E., Nikitin A.V., Samykina N.Yu. The phenomenon of children’s emotional burnout in a children’s health camp. Vestnik Universiteta. 2022;(5):227-235. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-5-227-235