Синергетический ценностной эффект от подписки на сервисы внутри экосистемы Яндекса
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-6-65-73
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы создания и развития бизнес-экосистем на российском рынке. Автором проанализировано понятие «экосистема» применительно к бизнесу, описаны основные пути формирования первых появившихся на российском рынке экосистем. Проведен обзор и анализ присоединения сервисов к экосистеме Яндекса, даны краткие характеристики ее ключевых сервисов. Выделены два основных для пользователя элемента любой экосистемы, в том числе для Яндекса: подписка и единый идентификатор пользователя. Описано их влияние на потребительское поведение и синергетический ценностный эффект от подписки на сервисы внутри экосистемы Яндекса для ее пользователей. Выделен наиболее эффективный способ привлечения пользователей в программы лояльности экосистемы – доставка продуктов – и показаны его преимущества. Поднят вопрос построения новой экосистемы в бизнесе, сравнимой по масштабу с Яндексом, и привлечения в нее достаточного количества пользователей. Для этого бизнес должен разработать и предложить пользователю уникальный сервис или уникальные условия, отличные от тех, что уже имеются сейчас. Даны рекомендации предпринимателям и прогнозы по дальнейшему развитию экосистем в России.
Об авторе
Л. Г. АхмаеваРоссия
Ахмаева Людмила Геннадьевна, канд. экон. наук, cт. преп. каф. рекламы и связей с общественностью
г. Москва
Список литературы
1. РБК. Что такое бизнес-экосистемы и зачем они нужны. https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6087e5899a7947ed35fdbbf3 (дата обращения: 03.03.2022).
2. Moore J.F. The Death of competition: Leadership & strategy in the age of business ecosystems. New York: HarperBusiness; 1996. 320 p.
3. Forbes. 30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes. https://www.forbes.ru/biznes-photogallery/421235-30-samyhdorogih-kompaniy-runeta-reyting-forbes (дата обращения: 03.03.2022).
4. Яндекс. Все сервисы Яндекса. https://yandex.ru/all (дата обращения: 03.03.2022).
5. ICT. «Ситимобил» увеличил свою долю на рынке такси до 28,7 %. https://ict.moscow/news/sitimobil-uvelichil-svoiu-doliuna-rynke-taksi-do-28-7/ (дата обращения 03.03.2022).
6. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер = Marketing insights from A to Z : 80 concepts every manager needs (2003). Пер. с англ. 10-е изд. М.: Альпина Паблишер; 2021. 211 с.
7. Яндекс. Яндекс запустил сервис для оплаты покупок Yandex Pay. https://yandex.ru/company/press_releases/2021/2021-03-10-2 (дата обращения: 03.03.2022).
8. Тинькофф. Тинькофф и Яндекс.Маркет запустили онлайн-кредитование покупателей. https://www.tinkoff.ru/about/news/05082021-tinkoff-and-yandex-market-launched-online-lending-to-customers/ (дата обращения: 03.03.2022).
9. Яндекс. Яндекс запустил сервис для оплаты покупок по частям. https://yandex.ru/company/services_news/2021/2021-30-08#:~:text=Интернет%2C%2030%20августа%202021%20года,Сервис%20называется%20Сплит (дата обращения: 03.03.2022).
10. CNBC. Walmart+ is gaining momentum, hits 32 million members, Deutsche Bank estimates. https://www.cnbc.com/2021/09/14/walmart-hits-32-million-members-deutsche-bank-estimates.html (дата обращения: 03.03.2022).
11. VC. Как российские компании развивают экосистемы – 2022. https://vc.ru/u/163530-nikolay-sedashov/349623-kak-rossiyskie-kompanii-razvivayut-ekosistemy-2022 (дата обращения 03.03.2022).
12. Алексина С.Б., Иванов Г.Г., Крышталев В.К., Панкина Т.В. Методы стимулирования продаж в торговле. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М; 2021. 304 с.
13. VC.RU. «Кинопоиск HD» на 1 млн за два месяца – до 4 млн. https://vc.ru/media/239914-yandeks-otchitalsya-o-roste-chislasmotryashchih-podpischikov-kinopoisk-hd-na-1-mln-za-dva-mesyaca-do-4-mln (дата обращения: 03.03.2022).
14. Нордфальт Й. Ритейл-маркетинг: практики и исследования = In-store marketing. On sector knowledge and research in retailing (2011). Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2019. 490 с.
15. VC.RU. Как российские компании стоят экосистемы и чего ожидать. https://vc.ru/u/163530-nikolay-sedashov/105427-kakrossiyskie-kompanii-stroyat-ekosistemy-chto-proishodit-i-chego-ozhidat (дата обращения 03.03.2022).
16. Котлер Ф., Картаджайа Х., Сетиаван А. Маркетинг 4.0. Разворот от традиционного к цифровому: технологии продвижения в интернете = Marketing 4.0: Moving from traditional to digital hardcover (2016). Пер. с англ. Хорошиловой М. М.: Эксмо; 2019. 316 с.
17. Кожушко О.А., Чуркин И., Агеев А. и др. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования. Новосибирск: РИЦ НГУ; 2019. 241 с.
18. Эффективные коммуникации. Серия «Harvard Business Review: 10 лучших статей». Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2020. 200 с.
19. VC.RU. Infoline: более 55 % российского рынка онлайн-продаж продуктов приходится на пять игроков. https://vc.ru/trade/209423-infoline-bolee-55-rossiyskogo-rynka-onlayn-prodazh-produktov-prihoditsya-na-pyat-igrokov (дата обращения 03.03.2022).
20. Banki.Ru. Goldman Sachs оценил экосистему «Сбера» в 1,13 трлн рублей. https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10951330 (дата обращения 03.03.2022).
21. Mobile-Review. Война российских экосистем. «Яндекс» против «Сбера» плюс другие. https://mobile-review.com/all/articles/analytics/vojna-rossijskih-ekosistem-yandeks-protiv-sbera-plyus-drugie/ (дата обращения 03.03.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Ахмаева Л.Г. Синергетический ценностной эффект от подписки на сервисы внутри экосистемы Яндекса. Вестник университета. 2022;(6):65-73. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-6-65-73
For citation:
Akhmaeva L.G. Synergic value effect from subscription to services within the Yandex ecosystem. Vestnik Universiteta. 2022;(6):65-73. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-6-65-73