Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Односторонние принудительные меры в доктрине современного международного права

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-7-30-36

Аннотация

Цель настоящей статьи – исследование теоретических основ применения односторонних принудительных мер государствами. Было определено, что данные меры согласуются не со всеми основополагающими международно-правовыми принципами. Обозначено, что подобные меры имеют широкий охват действий и могут носить как экономический, так и неэкономический характер. Рассмотрена терминологическая проблема понятия «односторонние принудительные меры». Зачастую эти меры ошибочно называют «санкциями», тем самым отождествляя с безусловно легитимными мерами, принимаемыми Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. В законодательстве Российской Федерации, в отличие от других государств, смешения понятий не было обнаружено. Также отмечено, что вопрос о законности применения односторонних принудительных мер является злободневным. Дело в том, что данные меры, помимо всего прочего, могут негативно отразиться на жизни обычных граждан. В особенности такому влиянию подвержены наиболее уязвимые слои общества, которые могут пострадать из-за отказа в доступе к жизненно необходимым товарам. По этой причине принятые тем или иным государством односторонние принудительные меры не должны повлечь за собой каких-либо нарушений основных прав людей. Кроме того, в силу своей специфики односторонние принудительные меры воздействуют на экономические процессы государств.

Об авторе

А. В. Чак
Байкальский государственный университет
Россия

Чак Артур Валерьевич - Аспирант

Иркутск 



Список литературы

1. Организация Объединенных Наций. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Права человека и односторонние принудительные меры» A/RES/51/103 от 3 марта 1997 г. https://www.un.org/ru/ga/51/docs/51res.shtml (дата обращения: 10.03.2022).

2. Организация Объединенных Наций. Хартия экономических прав и обязанностей государств (Принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 г.). https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/rights_and_duties.shtml (дата обращения: 10.03.2022).

3. Довгань Е.Ф. Механизмы защиты прав человека в случае введения односторонних принудительных мер в деятельности специальных механизмов Совета ООН по правам человека. Право.by. 2017;5(49):124–131.

4. Организация Объединенных Наций. Тематическое исследование Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека по вопросу о воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека, включая рекомендации относительно действий, направленных на прекращение применения таких мер от 11 января 2012 г. № A/HRC/19/33. https://www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/HRBodies/HRCouncil/RegularSession/Session19/A-HRC-19-33_ru.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

5. Организация Объединенных Наций. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.). https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 10.03.2022).

6. Михеев Ю.Я. Применение принудительных мер по Уставу ООН. М.: Международные отношения; 1967. 207 с.

7. United States Congress. Countering America’s Adversaries through Sanctions Act (CAATSA). https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/3364/text (дата обращения 10.03.2022).

8. Крицкий К.В. Термины «международные санкции» и «односторонние ограничительные меры». Московский журнал международного права. 2016;2(102):204–213.

9. Кешнер М.В. Экономические санкции ООН: тенденции развития форм осуществления. Международное право и международные организации. 2015;2:139–146. https://doi.org/10.7256/2226-6305.2015.2.14611

10. Ганьшина Н.И., Сергеева И.А. Экономические санкции как угроза экономической безопасности России. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020;24:197–200.

11. Российская Федерация. Федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» . http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64883/ (дата обращения 10.03.2022).

12. Российская Федерация. Федеральный закон от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» . Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_299382/ (дата обращения 10.03.2022).

13. Jazairy I. Unilateral economic sanctions, international law, and human rights. Ethics & International Affairs. 2019;33(3):291–302. http://dx.doi.org/10.1017/S0892679419000339

14. Ashley L. Unilateral Coercive Measures: Towards International Humanitarian Law and International Human Rights. In: Subedi Surya P. (ed.) Unilateral Sanctions in International Law. London, United Kingdom: Hart Publishing; 2021.

15. Организация Объединенных Наций. Доклад Специального докладчика по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека Идриса Джазаири от 10 августа 2015 г. № А/HRC/30/45. https://www.refworld.org.ru/pdfid/565ff2fe4.pdf (дата обращения 10.03.2022).

16. Российская Федерация. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207990/ (дата обращения 10.03.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Чак А.В. Односторонние принудительные меры в доктрине современного международного права. Вестник университета. 2022;1(7):30-36. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-7-30-36

For citation:


Chuck A.V. Unilateral coercive measures in the doctrine of modern international law. Vestnik Universiteta. 2022;1(7):30-36. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-7-30-36

Просмотров: 689


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)