Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Анализ состояния и выявление уязвимых зон «зеленых» финансов региона (на примере Республики Башкортостан)

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-7-155-162

Аннотация

В настоящей статье осуществлена систематизация подходов к управлению общественными финансами, направляемыми на природоохранную сферу как на национальном, так и региональном уровнях. На основе использования синхронного (в рамках анализа структуры системы управления) и диахронного (в части изучения динамики финансирования) анализа системы государственного управления сферой экологии и природными ресурсами в Республике Башкортостан, проведенного на материалах государственной программы «Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан» от 18 февраля 2014 г. № 61 в ее 20 редакциях, выделены основные тенденции. Выявлены уязвимые зоны в части финансирования управления сферой экологии и природными ресурсами на региональном уровне (на примере Республики Башкортостан). Нивелирование выделенных негативных факторов позволит повысить экономическую связность пространства, а также способствует усилению резилиентности территории. Совершенствование существующего механизма финансирования природоохранной сферы достижимо, в том числе с учетом лучших практик, среди которых: налоговые льготы за внедрение экологических инноваций и инвестирование в экологически безопасные и ресурсосберегающие технологии, экологическое страхование, гранты, долговые свопы, национальные и международные климатические фонды, государственные закупки товаров природоохранного назначения и прочее.

Об авторе

М. В. Шмакова
Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук
Россия

Шмакова Марина Валерьевна  - Канд. экон. наук, ст. науч. сотр. сектора региональных финансов и бюджетно-налоговой политики

Уфа 



Список литературы

1. НИУ ВШЭ. Устойчивое развитие в период пандемии: природные ресурсы, изменение климата и резилиентность территорий. https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/461297175.pdf (дата обращения: 01.03.2022).

2. Анопченко Т.Ю., Муратов В.Р. Формирование и развитие системы экологического страхования в Ростовской области. Экономика и экология территориальных образований. 2016;1:65–70.

3. Калаврий Т.Ю. Эколого-экономические инструменты управления реализацией крупномасштабных проектов социально-экономического развития. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019;9(10-1):427–435. https://doi.org/10.34670/AR.2020.92.10.052

4. Киреева Е.А. Финансирование природоохранной деятельности на основе современных экономических инструментов. Наука и общество. 2015;3(22):28–32.

5. Тагаева Т.О. Развитие системы государственного управления природоохранной деятельностью в России. ЭКО. 2014;3(477):154–169.

6. Albrecht M., Grundel I., Morales D. Regional bioeconomies: Public finance and sustainable policy narratives. Geografiska Annaler, Series B: Human Geography. 2021;103(2):116–132. http://doi.org/10.1080/04353684.2021.1921603

7. García-López M., Melgarejo J., Montano B. The financing of wastewater treatment and the balance of payments for water services: Evidence from municipalities in the region of Valencia. Sustainability (Switzerland). 2021;13(11):5874. https://doi.org/10.3390/su13115874

8. Mutiara Z.Z., Krishnadianty D., Setiawan B., Haryanto J.T. Climate budget tagging: Amplifying sub-national government’s role in climate planning and financing in Indonesia. Climate Change Research, Policy and Actions in Indonesia. 2021. https://doi.org/10.1007/978-3-030-55536-8_13

9. Aydin Sakrak O., Battersby B. Climate-Sensitive Management of Public Finances – “Green PFM”. Staff Climate Notes. 2021;2. https://doi.org/10.5089/9781513583044.066

10. Economic Dialogue on Green Growth (EDGG). Greening Public Financial Management for Sustainable Development: A Green Fiscal Framework for Bangladesh. https://www.greengrowthknowledge.org/sites/default/files/downloads/resource//Greening_public_financial_management_for_sustainable_development.pdf (accessed 02.05.2022).

11. Бородин А.И., Киселева Н.Н., Шаш Н.Н. Оценка эффективности региональных экологических программ. Финансовый журнал. 2011;4:49–62.

12. Gilmore E.A., St.Clair T. Budgeting for climate change: obstacles and opportunities at the US state level. Climate Policy. 2018;18(6):729–741. https://doi.org/10.1080/14693062.2017.1366891

13. Бурматова О.П. Методология и инструментарий анализа эколого-экономических аспектов регионального развития: монография. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН; 2021. 442 с.

14. Экологический правовой центр «БЕЛЛОНА». Александр Веселов: управление природоохранной деятельностью в стране необходимо перенастроить. https://bellona.ru/2021/12/20/veselov-prirodoohrannaya-deyatelnost (дата обращения: 20.05.2022).

15. Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан. Проект Закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». http://gsrb.ru/ru/lawmaking/budget-2022 (дата обращения: 18.05.2022).

16. Министерство финансов Республики Башкортостан. Законы о бюджете Республики Башкортостан. https://minfin.bashkortostan.ru/activity/2870 (дата обращения: 18.05.2022).

17. Правительство Республики Башкортостан. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 февраля 2014 № 61 «Об утверждении государственной программы «Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан»» (с изменениями и дополнениями). https://docs.cntd.ru/document/463513294 (дата обращения: 20.05.2022).

18. Правительство Республики Башкортостан. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 апреля 2022 № 158 «О внесении изменений в государственную программу «Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан»». https://ecology.bashkortostan.ru/documents/active/414878/ (дата обращения: 20.05.2022).

19. ФинЭкспертиза. За два пандемийных года количество стихийных свалок в России выросло на треть. https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2022/kol-stikh-sval-vyroslo/ (дата обращения: 19.05.2022).

20. Климова Н.И. «Экономика санкций» как область научных исследований: теоретические основы и положения. Фундаментальные исследования. 2016;5(2):357–361.

21. Аслаева С.Ш. 8.1. Пространственная неоднородность в экономическом развитии Республики Башкортостан. Аудит и финансовый анализ. 2016;5:353–359.

22. Иванов П.А. Оценка финансового состояния домохозяйств в контексте жизненного цикла территорий. РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2018;4:214–218.

23. Тютюнникова Т.И. Сбережение населения в системе индикаторов жизненного цикла территорий. Вектор экономики. 2017;11(17):35.


Рецензия

Для цитирования:


Шмакова М.В. Анализ состояния и выявление уязвимых зон «зеленых» финансов региона (на примере Республики Башкортостан). Вестник университета. 2022;1(7):155-162. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-7-155-162

For citation:


Shmakova M.V. Analysis of the regional “green” finances and identification of their vulnerable areas: Republic of Bashkortostan case study. Vestnik Universiteta. 2022;1(7):155-162. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-7-155-162

Просмотров: 295


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)