Социально-психологический статус в семье и психологическая культура матери ребенка с нарушением зрения
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-179-187
Аннотация
В статье представлены результаты проверки гипотезы о наличии деструктивных тенденций в социально-психологическом статусе матерей в семьях, воспитывающих детей с дефектами зрения, а также о дисгармоничном характере их психологической культуры. В эксперименте приняли участие матери из 48 семей. Обнаружены такие негативные тенденции, как: чрезмерная значимость роли матери в семейном кругу; отчуждение от супруга; близость с ребенком в ущерб близости с супругом. Отмечены: высокий уровень психологической культуры матерей по параметру «сила стремления» и средний – по параметру «степень их реализации», а также некоторые противоречия в показателях чувствительности, эмоционального принятия и поведенческих проявлений матерей в отношениях со своими детьми, что в целом дало основание определить их психологическую культуру как «дисгармоничная».
Об авторах
А. Н. СвяткинаРоссия
аспирант,
г. Москва
Н. А. Цветкова
Россия
д-р психол. наук, гл. науч. сотр.,
г. Москва
Список литературы
1. Баландина Л. Л. Межличностные отношения и личность детей дошкольного возраста с нарушенным и нормальным зрением. Фундаментальные исследования. 2014;(5):34–37.
2. Кудрина Т. П., Разенкова Ю. А. Взаимодействие матери и слепого младенца: удовольствие от совместной игры. Альманах института коррекционной педагогики. 2017;(28). https://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-interaction-ofmother-and-blind-baby-great-fun (дата обращения: 09.05.2022).
3. Левошко Е. В. Гармонизация отношений в семье ребенка с нарушениями зрения. Молодой ученый. 2020;(4):258–261.
4. Ольхина Е. А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения. Специальное образование. 2006;(7):34–39.
5. Святкина А. Н. Роль современной женщины – жены и матери в гармонизации семейных отношений и профилактике психосоматических заболеваний. Имидж женщины в эпоху диджитализации: наука или практика: материалы VI Междунар. женского конгресса, Москва, 5-6 марта 2021 г. М.: АИМ; 2021. C. 230–233.
6. Родителям, воспитывающим детей с нарушением зрения: Метод. рекомендации / сост. Т. А. Титеева. Южно-Сахалинск: ГБОУ ДПО ИРОСО; 2017. 32 с.
7. Тодис К.Н., Тодис О.Т. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения: пособие для родителей. Ставрополь: Параграф; 2011. 107 с.
8. Душкина С. В., Лахмоткина В. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения. Педагогический опыт: от теории к практике: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 25 января 2019 г. – Чебоксары: Армавирский гос. пед. ун-т; 2019. С. 54–55.
9. Карпушкина Н. В., Конева И. А. Особенности личностного развития слабовидящих подростков в зависимости от стиля семейного воспитания. АНИ: педагогика и психология. 2018;(2):370–372.
10. Шарипова Л. Х., Орзиева М. С. Отношение родителей на наличие нарушения зрения у детей. Биология и интегративная медицина. 2018;(5):16–22.
11. Гаджимагомедова Т. Г., Кебедов С. К. Анализ родительских отношений с ребенком с нарушениями зрения. Материалы X Междунар. студенческой науч. конф. «Студенческий научный форум». https://scienceforum.ru/2018/article/2018008376 (дата обращения: 09.05.2022).
12. Волкова И. П. Психосоциальные факторы адаптации и интеграции в общество лиц с глубокими нарушениями зрения. Человек и образование. 2010;(3):159–164.
13. Долгова В. И., Ордина И. П., Голубовская О. П. Развитие культуры взаимоотношений родителей и детей с нарушением зрения. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017;(3):131–137.
14. Слюсарская Т. В., Федоренко Ю. В. Изучение отношения детей с нарушением зрения к родителям и социуму. Мир науки, культуры, образования. 2017;(6):417–420.
15. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2011. 360 с.
Рецензия
Для цитирования:
Святкина А.Н., Цветкова Н.А. Социально-психологический статус в семье и психологическая культура матери ребенка с нарушением зрения. Вестник университета. 2022;(8):179-187. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-179-187
For citation:
Svyatkina A.N., Tsvetkova N.A. Socio-psychological status in the family and psychological culture of the mother of a child with visual impairment. Vestnik Universiteta. 2022;(8):179-187. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-179-187