Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Ценности и базисные убеждения работающих и неработающих студентов

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-203-211

Аннотация

Статья подготовлена на основе эмпирических данных, полученных на выборке студентов старших курсов, поделенной на две группы, – группу работающих и группу неработающих студентов. У них изучались и сравнивались социальные ценности и индивидуальные приоритеты, а также базисные убеждения. Показано, что обе студенческие выборки в целом характеризуются одинаковым средним общим уровнем социальных ценностей (по 3,9 балла из 7 возможных) и низким общим уровнем индивидуальных приоритетов, хотя у работающих студентов он выше (2,1 против 1,8 балла). В обеих группах обнаружен приоритет социальных ценностей над индивидуальными. Установлены межгрупповые различия по ценности «власть»: ее показатель выше у работающих студентов; неработающие студенты большее значение придают самостоятельности. У работающих студентов, по сравнению с неработающими, отмечена более высокая индивидуальная значимость конформности и достижений. Студенты обеих групп имеют высокий уровень убежденности в собственной ценности и удачливости, но мир им кажется скорее несправедливым, чем справедливым. Достоверные межгрупповые различия ни по одному из пяти базисных убеждений не выявлены.

Об авторах

Н. А. Цветкова
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Россия

д-р психол. наук, гл. науч. сотр., 

г. Москва



К. Е. Лагвилава
Псковский государственный университет
Россия

канд. психол. наук, доц. каф. психологии и сопровождения развития ребенка,

г. Псков



Список литературы

1. Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза. Социологические исследования. 1999;(8):87–94.

2. Короткова М.С. Социальный портрет работающего студента. Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016;(5):6. https://doi.org/10.17805/trudy.2016.5.6

3. Калина Н.М. Феномен трудовой занятости студентов в России: история и современность. Проблемы современной экономики. 2017:(2):222–224.

4. Желнина Е.В., Папчихина М.А. Социальный портрет современного работающего студента: социологический анализ. Научный вектор Балкан. 2019;3(3):59–66. https://doi.org/10.34671/SCH.SVB.2019.0303.0015

5. Яркова Т.А., Михайлова Н.К. Занятость студентов на рынке труда: «старые» или новые тенденции? Экономика труда. 2019;6(1):587–598. https://doi.org/10.18334/et.6.1.39880

6. Цветкова Н.А., Петрова Е.А., Савченко Д.В. Особенности личностной направленности, жизненных позиций и эмпатии работающих студентов. Перспективы науки и образования. 2022;(1):444–463. https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.28

7. Коропец О.А. Эмоциональное выгорание у студентов, совмещающих работу и учебу. E-FORUM. 2018;3(4):11.

8. Doe R. Work Personality and Decision Making Styles among Working and Non-Working Students. Open Journal of Social Sciences. 2017;5(6):286–298.

9. Zhang G., Shao C.Y., and Johnston C.R. Working Students and Their Academic Performance – A Decision Tree Analysis. Journal of Higher Education Theory and Practice. 2019;19(7). https://doi.org/10.33423/jhetp.v19i7.2538

10. Gabriel A.S., Calderwood C., Bennett A.A., Wong E.M., Dahling J.J., Trougakos J.P. Examining recovery experiences among working college students: A person-centered study. Journal of Vocational Behavior. 2019;115:103329. https://psycnet.apa.org/doi/10.1016/j.jvb.2019.103329

11. Ma Y., Huang G., Autin K.L. Linking Decent Work With Academic Engagement and Satisfaction Among First-Generation College Students: A Psychology of Working Perspective. Journal of Career Assessment. 2021;29(1):148–163. https://doi.org/10.1177/1069072720943153

12. Макарова А.П. Ценности студенческой молодежи. Russian Journal of Education and Psychology. 2018;9(10):92–104. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2018-10-92-104

13. Никифоров А.Ю., Семенова Е.В. Жизненные ценности современного студента. Вестник Башкирского университета. 2018;(4):1301–1305.

14. Евдокимова А.С. Ценностные ориентации студенческой молодежи как фактор экономической социализации личности. Психолог. 2019;(6):17–26. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2019.6.31384

15. Павлова И.В., Герман Е.В., Турбина Е.Ю. Новые тенденции в структуре жизненных ценностей студентов. Современные наукоемкие технологии. 2022;(3):169–173.

16. Денисова Е.Г., Сарелайнен А.И. Базисные убеждения как компонент ценностно-смысловой сферы личности. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016;5(5A):34–43.

17. Шаповалова В.С. Роль базисных убеждений в интенсивности проявления студенческих страхов. Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. 2015;1(2):35–41.

18. Мельничук А.С. Взаимосвязь базисных убеждений и моделей мира у студентов. В кн.: Вайзер Г.А., Попова Т.А., Кисельникова Н.В. (ред.) Психологические проблемы смысла жизни и акмэ: Электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума, г. Москва, 10–11 апреля 2019 г. М.: ПИ РАО; 2019. С. 261–264.

19. Сунгурова Н.Л., Цвекс М.В. Базисные убеждения и стратегии сетевой активности студентов. Казанский педагогический журнал. 2021;(1):267–271.

20. Абатаева П.Н. Понятие ценностей в психологических исследованиях. Проблемы современного педагогического образования. 2019;(63-2):293–296.


Рецензия

Для цитирования:


Цветкова Н.А., Лагвилава К.Е. Ценности и базисные убеждения работающих и неработающих студентов. Вестник университета. 2022;(8):203-211. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-203-211

For citation:


Tsvetkova N.A., Lagvilava K.E. Values and basic beliefs of working and non-working students. Vestnik Universiteta. 2022;(8):203-211. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-8-203-211

Просмотров: 624


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)