Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Вовлеченность в образовательный процесс российских и иностранных студентов в условиях применения цифровых дистанционных образовательных технологий в российских вузах

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-89-96

Аннотация

В условиях глобальных изменений в мировой социально-экономической системе, формирования общемирового образовательного научно-исследовательского пространства, смены технологической платформы системы образования и повсеместного применения дистанционных технологий обучения крайне актуальным является проведение сравнительного анализа вовлеченности в образовательный процесс российских и иностранных студентов в вузах Российской Федерации. В статье приводятся результаты электронного анкетного опроса 760 иностранных и 2 280 российских учащихся вузов, расположенных в 38 регионах России и во всех федеральных округах. Российские и иностранные студенты оценили свой уровень вовлеченность в образовательный процесс при дистанционном и очном обучении по параметрам четырех видов вовлеченности: эмоциональной (аффективной), поведенческой, когнитивной и академической. Вовлеченность в образовательный процесс при дистанционном формате обучения снижается у всех студентов, при этом у иностранных учащихся – в большем объеме, чем у российских, что обусловлено языковыми, культурными, ментальными особенностями этой категории обучающихся. В качестве проблем, снижающих вовлеченность в образовательный процесс при дистанционном формате обучения российских и зарубежных студентов, были выделены организационные, технические, психологические и эмоциональные барьеры.

Об авторах

М. А. Танина
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Россия

Танина Мария Алексеевна, Канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента, информатики и общегуманитарных наук 

г. Пенза



В. В. Бондаренко
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Россия

Бондаренко Владимир Викторович, Д-р экон. наук, проф. каф. менеджмента, информатики и общегуманитарных наук 

г. Пенза



В. А. Юдина
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Россия

Юдина Вера Александровна, Канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента, информатики и общегуманитарных наук 

г. Пенза



О. А. Зябликова
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Россия

Зябликова Ольга Александровна, Канд. экон. наук, доц. каф. менеджмента, информатики и общегуманитарных наук 

г. Пенза



Список литературы

1. Танина М.А., Бондаренко В.В., Юдина В.А., Лескина О.Н. Отечественные практики повышения международной конкурентоспособности российских высших учебных заведений в условиях глобальных вызовов и угроз. Вестник университета. 2021;6:61–69. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-6-61-69

2. Бондаренко В.В., Полутин С.В., Юдина В.А., Танина М.А., Лескина О.Н. Привлекательность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции на рынках образовательных услуг. Интеграция образования. 2022;1(26):72–92. https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.072-092

3. Киуру К.В., Попова Е.Е. Проблема студенческой вовлеченности в процесс обучения в условиях онлайн-образования. Проблемы современного педагогического образования. 2018;3(59):380–384.

4. Киселева Н.В. Социально-психологические характеристики вовлеченности в непрерывное образование. Автореф. дис. …. канд. психол. наук: 19.00.05. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет; 2019. 44с.

5. Оренбурова Л.В., Калацкая Н.Н. Студенческая вовлеченность в учебный процесс: отечественный и зарубежный опыт исследования. Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. 2019;1(6):68–73.

6. Малошонок Н.Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью. Вопросы образования. 2016;4:60–83.

7. Щеглова И.А. Кросс-культурное сравнение учебной вовлеченности студентов. Университетское управление: практика и анализ. 2018;3(22):155–164. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.03.034

8. Литвинова Е.Ю., Киселева Н.В. Структурная модель вовлеченности обучающихся в непрерывное образование. Социальная психология и общество. 2016;3(7):5–17. https://doi.org/10.17759/sps.2016070301

9. Иванчин С.А., Куц А.В., Мещерякова О.В. Развитие межкультурной компетенции студентов как важный аспект интернационализации внутренней среды университета. Вестник Воронежского государственного университета. 2018;3:108–113.

10. Дятлов С.А. Нейросетевое образование в цифровую эпоху: теория и практика. Инновации. 2017;8:91–95.

11. Чумаков А.Н. Интернет как инновационная форма образования в условиях глобализации. Профессиональное образование в современном мире. 2016;3(6):398–407.

12. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза. Вестник Минского университета. 2019;2(7):55–72. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-5

13. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования. Экономика труда. 2020;11(7):1055–1072. https://doi.org/10.18334/et.7.11.111073


Рецензия

Для цитирования:


Танина М.А., Бондаренко В.В., Юдина В.А., Зябликова О.А. Вовлеченность в образовательный процесс российских и иностранных студентов в условиях применения цифровых дистанционных образовательных технологий в российских вузах. Вестник университета. 2022;(10):89-96. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-89-96

For citation:


Tanina M.A., Bondarenko V.V., Yudina V.A., Zyablikova O.A. Russian and foreign students’ involvement in the educational process in the context of the digital distance educational technologies use in the Russian universities. Vestnik Universiteta. 2022;(10):89-96. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-89-96

Просмотров: 389


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)