Личностные предпосылки психологической безопасности российских студентов, находящихся в тесном межкультурном взаимодействии
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-11-230-238
Аннотация
Статья основана на данных эмпирического исследования, выполненного в 2022 г. с участием 148 студентов МГИМО МИД России – российских граждан, одна половина которых определила себя как «русские», а другая отнесла себя к иным этносам. К личностным предпосылкам психологической безопасности, характерным для студентов – российских граждан, определивших себя как «русские», были отнесены: нормативный вариант развития пяти базовых характеристик, составляющих структуру «нормальной» личности; толерантность как черта личности; средний и относительно другой группы более низкий индекс авторитарности; компоненты самоактуализации – поддержка, гибкость в поведении, познавательные потребности; среднеразвитая субъектность; адекватный уровень психологических защит. У студентов – российских граждан, отнесших себя к другим этносам, таковыми оказались: нормативный вариант развития пяти базовых характеристик «нормальной» личности; средний общий уровень толерантности и авторитарности, а также самоактуализации; адекватно высокий уровень убежденности в справедливости мира, своей удачливости и возможности контроля событий; активность как ведущий компонент субъектности; готовность устанавливать социальную дистанцию с иными этносами, способствующую диалогу. На основе результатов опроса определены личностные предпосылки, способные вызывать межэтнические конфликты.
Об авторах
Е. В. ЭгамбердиеваРоссия
Эгамбердиева Евгения Витальевна – старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Москва
Н. А. Цветкова
Россия
Цветкова Надежда Александровна – доктор психологических наук, гл. научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Котик М.А. Психология и безопасность. Т.: Валгус; 1987. 440 с.
2. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: учеб. пособие. М.: Academia; 2004. 249 с.
3. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Зотова О.Ю., Мостиков С.В. Доверие как фактор психологической безопасности в межнациональном взаимодействии. Социальная психология и общество. 2018;9(2):21–34.
4. Мостиков С.В., Сюткина Е.Н., Белоусова Н.А. Психологическая безопасность личности в межэтническом взаимодействии. В сб.: Материалы X международного симпозиума «Благополучие и безопасность в условиях социальных трансформаций», г. Екатеринбург, 9–10 июля 2019 г. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т; 2019. С. 121–125.
5. Цветкова Н.А., Эгамбердиева Е.В. Обоснование модели эмпирического исследования социально-психологических особенностей психологической безопасности личности в межкультурном взаимодействии. Ученые записки РГСУ. 2021;20(1):74–85.
6. Грязнов А.Н., Самкаева А.Р., Хайруллина А.Р. Социально-психологическая безопасность личности в образовательном пространстве. В сб.: Прусс Н.М., Грязнова А.Н. (ред.) Материалы ежегодной научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы», г. Казань, 1 декабря 2017 г. Казань: Ун-т управления «ТИСБИ»; 2017. С. 79–83.
7. Зотова О.Ю. Теоретический обзор современных концепций психологической безопасности. Ярославский педагогический вестник. 2016;(6):247–253.
8. Медовикова Е.А., Каргина А.Е. Психологическая безопасность личности в рамках субъектного подхода. В сб.: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России и актуальные вопросы современной науки», г. Пенза, 25–26 мая 2020 г. Пенза: Пензенский гос. аграрный ун-т; 2020. С. 245–251.
9. Кисляков П.А. Направления подготовки педагогов в области обеспечения безопасности образовательной среды школы. В сб.: Баева И.А., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А. (ред.) Сборник научных статей «Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение», Москва, 30–31 октября 2013 г. М.: МГППУ; 2013. С. 20–25.
10. Гриценко Е.А., Гуреева А.М. Роль преподавателя и студента в создании безопасной психологической среды в вузе. В сб.: Сорокоумова Г.В. (отв. за вып.). Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая безопасность образовательной среды вуза», г. Нижний Новгород, 14 декабря 2018 г. Н. Новгород: Нижегородский гос. лингвистический ун-т им. Н.А. Добролюбова; 2018. С. 30–36.
11. Гончарова Н.В. Отношение к иностранным студентам в вузе: некоторые аспекты межэтнического взаимодействия. Сибирский научный вестник. 2015;(4):165–170.
12. Кисляков П.А. Безопасность образовательной среды. Социальная безопасность. М.: Юрайт; 2019. 156 с.
13. Махмутова М.М., Хасанова О.В. Межкультурное взаимодействие студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза (на базе института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ). Филология и культура. 2016;(1):291–295.
14. Пузанова Ж.В., Нарбут Н.П., Ларина Т.И., Антонова Л.А. Контексты межкультурного взаимодействия в высшей школе. Полис. 2018;(4):143–155.
15. Гаязова Л.А. Обеспечение комплексной безопасности образовательной среды и ее психологическое сопровождение. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011;142:27–33.
16. Кусарбаев Р.И., Калугина Е.В., Мухаметшина О.В. Подготовка студентов к межкультурному взаимодействию в процессе иноязычного образования в вузе. Балтийский гуманитарный журнал. 2019;(2):60–63.
17. Сопова А.А. Психологические защиты как условие формирования психологической безопасности личности студента вуза. Материалы II Международной научно-практической конференции «Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития», г. Тула, 29 октября 2020 г. Чебоксары: ИД «Среда»; 2020. С. 34–41.
18. Баева И.А., Баев Н.Н. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности. Психологическая наука и образование. 2013;(1):21–30.
19. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. Личностные особенности и ее психологическая безопасность. Доклады Башкирского университета. 2019;4(3):342–348.
20. Корнеева Т.В., Поддубный С.Е. Этнопсихологические и личностные детерминанты авторитарности молодежи. Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2020;5(3):141–174. https://doi.org/10.38098/ipran.sep.2020.19.3.006
Рецензия
Для цитирования:
Эгамбердиева Е.В., Цветкова Н.А. Личностные предпосылки психологической безопасности российских студентов, находящихся в тесном межкультурном взаимодействии. Вестник университета. 2022;1(11):230-238. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-11-230-238
For citation:
Egamberdieva E.V., Tsvetkova N.A. Personal prerequisites for the psychological safety of Russian students in close intercultural interaction. Vestnik Universiteta. 2022;1(11):230-238. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-11-230-238