Управление цифровой трансформацией образования как часть китайского национального проекта общества Всеобщего Единения
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-1-199-206
Аннотация
В статье рассмотрен феномен цифровой трансформации китайского образовательного пространства как основной компонент системы управления знаниями в обществе Всеобщего, или Великого Единения. С помощью историко-философского, компаративного и герменевтического методов авторами проанализированы три проблемные области – общественный идеал, прогнозирование будущего и национальное образование в Китае. Сделан вывод, что традиционный проект общества Великого Единения, то есть социальный идеал «Да тун» в конфуцианской концепции, может быть трансформирован в национальный форсайт-проект. Его ключевыми составляющими являются развитая образовательная система и равный доступ к образованию, причем цифровизация образования представляет собой важнейшее направление китайской образовательной реформы. С учетом результатов исследований, проведенных в ходе пандемии COVID-19, и других материалов, в статье описан ряд трендов текущего процесса цифровизации. Проанализированы исторические особенности и социокультурные предпосылки формирования образовательной системы, существующей сегодня в Китайской Народной Республике. Авторы приходят к заключению, что данная система опирается на прочный социокультурный фундамент и нацелена на цифровое будущее китайского общества.
Об авторах
М. Ю. ЗахаровРоссия
Михаил Юрьевич Захаров, д-р филос. наук, зав. каф.
каф. философии
Москва
А. В. Шишкова
Россия
Анастасия Викторовна Шишкова, канд. филос. наук, доц.
каф. философии
Москва
Список литературы
1. Цзэминь Цз. О социализме с китайской спецификой : сб. высказываний по темам / Пер. с кит. Ю. М. Галенович [и др.] – М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2002. – Т. 1. – 395 с.
2. Zhou L., Wu Sh., Zhou M., Li F. ‘School’s out, but class’ on’, the largest online education in the world today: Taking China’s practical exploration during the COVID-19 epidemic prevention and control as an example. Best Evid Chin Edu. 2020; 4 (2): 501–519. doi: 10.2139/ssrn.3555520
3. Chen T., Peng L., Yin X., Rong J., Yang J., Cong G. Analysis of user satisfaction with online education platforms in China during the COVID-19 pandemic. Healthcare. 2020; 8 (3): 200. doi: 10.3390/healthcare8030200
4. Bao W. COVID-19 and online teaching in higher education: A case study of Peking University. Human behavior and emerging technologies. 2020; 2: 113–115. doi: 10.1002/hbe2.191
5. Li N., Chen K., Kou M. Technology foresight in China: Academic studies, governmental practices and policy applications. Technological forecasting and social change. 2017; 119: 246–255. doi: 10.1016/j.techfore.2016.08.010
6. Nascimento L. da S., Reichert F. M., Janissek-Muniz R., Zawislak P. A. Dynamic interactions among knowledge management, strategic foresight and emerging technologies. Journal of knowledge management. 2021; 25 (2), 275–297. doi: 10.1108/JKM-01-2020-0044
7. Kayser V., Shala E. Scenario development using web mining for outlining technology futures. Technological forecasting and social change. 2020; 156: 120086. doi: 10.1016/j.techfore.2020.120086
8. Захаров М. Ю. Общественный идеал «Да тун»: социальная утопия старого Китая, или Современный форсайт-проект / М. Ю. Захаров // Вестник университета. – 2022. – 1: 164–168. doi: 10.26425/1816-4277-2022-1-164-168
9. Xiang L., Stillwell J., Burns L., Heppenstall A. Measuring and assessing regional education inequalities in China under changing policy regimes. Applied spatial analysis and policy. 2020. – 13: 91–112. doi: 10.1007/s12061-019-09293-8
10. Тощаков А. Цифровая трансформация Китая: ключевые тренды одной из самых передовых экосистем в мире / А. Тощаков // Huawei. URL: https://www.huawei.ru/insights/tsifrovaya-tranformatsiya-kitaya-klyuchevye-trendy-odnoy-iz-samykh-peredovykh-ekosistem-v-mire/ (дата обращения: 16. 11. 2022).
Рецензия
Для цитирования:
Захаров М.Ю., Шишкова А.В. Управление цифровой трансформацией образования как часть китайского национального проекта общества Всеобщего Единения. Вестник университета. 2023;1(1):199-206. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-1-199-206
For citation:
Zakharov M.Yu., Shishkova A.V. Managing the digital transformation of education as part of the Chinese national project of a “Great Unity” society. Vestnik Universiteta. 2023;1(1):199-206. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-1-199-206