Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Исследование проблем в постановке целей студентами

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-1-222-230

Аннотация

   В статье представлены результаты эмпирического исследования, раскрывающие проблемы поиска, осознания и постановки целей студентами первого курса. Актуальность исследования обусловлена изучением психологической природы качества жизни студентов в процессе их профессионального становления, так как отсутствие целей у учащихся связано с неудовлетворенностью жизнью. Изучены социально-психологические черты личности (Гиссенский тест), механизмы психологической защиты («Индекс жизненного стиля» Келлермана–Плутчика), способность ставить цели (методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева), дан анализ компонентов ценностно-смысловой сферы студентов (авторская анкета). Показано, что усиленно работающие механизмы психологической защиты, снижая осознание объективных событий, формируют черты, препятствующие процессу постановки целей, а, следовательно, и формированию зрелых черт личности. Выявлено, что наличие целей связано с положительной социальной репутацией студентов. Одновременное сочетание перспективных целей и субъективного благополучия личности качественно определяет взаимосвязь с ценностно-смысловой сферой: процессом жизни (интерес и эмоциональная насыщенность жизни), результативностью жизни (продуктивность и удовлетворенность самореализацией), локусом контроля, осмысленностью жизни.

Об авторах

Л. В. Осипова
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова
Россия

Лариса Васильевна Осипова, канд. психол. наук, доц.

каф. философии, психологии и культурологии

Санкт-Петербург



Е. Ю. Чернякевич
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Елена Юрьевна Чернякевич, канд. психол. наук, доц.

каф. истории и философии

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Лебедева Е. А. Значение целей в жизни человека и в жизни организации / Е. А. Лебедева // International scientific review. – 2015. – 6 (7): 84–85.

2. Козлова Н. С. Особенности субъективного благополучия личности в зависимости от уровня ее образования / Н. С. Козлова, Е. Н. Комарова // Интеграция образования. – 2015. – 19-1 (78): 60–64.

3. Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход / Б. С. Братусь. – М.: Никея, 2019. – 912 с.

4. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха // Психология личности. – 2000: 256–269.

5. Бодалев А. А. Основы социально-психологической теории / А. А. Бодалев. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 419 с.

6. Deci E. L., Ryan R. M. The “what” and “why” of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry. 2000; 11 (4): 227–268.

7. Леонтьев Д. А. Постановка и достижение целей как фактор психологического благополучия / Д. А. Леонтьев, Д. Д. Сучков // Психологические исследования. – 2015. – 8-44: 1.

8. Welsh D., Bush J., Thiel C., Bonner J. Reconceptualizing goal setting’s dark side: The ethical consequences of learning versus outcome goals. Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2019; 150: 14–27. doi: 10.1016/j.obhdp.2018.11.001

9. Meng Xuan Zhang, Xinrui Wang, Shu M. Yu, Anise M. S. Wu. Purpose in life, social support, and internet gaming disorder among Chinese university students: A 1-year follow-up study. Addictive Behaviors. 2019; 99: Article 106070. doi: 10.1016/j.addbeh.2019.106070

10. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.

11. Diener E., Suh E. M., Lucas R. E., Smith H. L. Subjective well-being: Three decades of progress. Psychological Bulletin. 1999; 125 (2): 276–302.

12. Chen H.-Y., Cheng C.-L. Developmental trajectory of purpose identification during adolescence: Links to life satisfaction and depressive symptoms. Journal of Adolescence. 2020; 80: 10–18 doi: 10.1016/j.adolescence.2020.01.013

13. Malin H., Morton E., Nadal A., Smith K. A. Purpose and coping with adversity: A repeated measures, mixed-methods study with young adolescents. Journal of Adolescence. 2019; 76: 1–11.

14. Sheldon K. M., Kasser T. Coherence and congruence: Two aspects of personality integration. Journal of Personality and Social Psychology. 1995; 68 (3): 531–543.

15. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности : 2-е изд., испр. / Д. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 488 с.

16. Wingo A. P., Wingo Th. S., Fan W., Bergquist Sh., Alonso A., Marcus M., Levey A. I. , Lah J. J. Purpose in life is a robust protective factor of reported cognitive decline among late middle-aged adults: The Emory Healthy Aging Study. Journal of Affective Disorders. 2020; 263; 15: 310–317 doi: 10.1016/j.jad.2019.11.124

17. Осипова Л. В. Эмоциональная составляющая в проблемах постановки целей / Л. В. Осипова // Сборник научных статей национальной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова». – 2022. – 2: 31–36.

18. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненные ориентации (СЖО) : 2-е изд. / Д. А. Леонтьев. – М.: СмыслЮ, 2000. – 18 с.

19. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (пособие для врачей и психологов) / под ред. Л. И. Вассермана. – СПб.: ПНИ, 2005. – 54 с.

20. Голынкина Е. А. Гиссенский личностный опросник / Е. А. Голынкина [и др.] – СПб.: Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева, 1993. – 22 с.


Рецензия

Для цитирования:


Осипова Л.В., Чернякевич Е.Ю. Исследование проблем в постановке целей студентами. Вестник университета. 2023;1(1):222-230. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-1-222-230

For citation:


Osipova L.V., Chernyakevich E.Yu. Researching problems in setting goals by students. Vestnik Universiteta. 2023;1(1):222-230. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-1-222-230

Просмотров: 312


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)