Управление академической мобильностью как инструментом «мягкой силы» в современном Китае
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-2-166-173
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению феномена академической мобильности в контексте интернационализации высшего образования в современном Китае. В фокусе внимания находятся такие проблемы, как специфика китайского подхода к интернационализации высшего образования и функционирование института академической мобильности в условиях трансформации международного образовательного пространства. Показано, что образ будущего образованного Китая опирается на традиционный проект общества «Великого Единения» (общество «Да тун» в конфуцианской концепции общественного идеала). При этом идея единого человечества не является исключительно китайской, а имеет глубинные исторические корни и универсальную природу. С осторожностью относясь к наднациональной экстраполяции данной идеи, современный Китай тем не менее расширяет международное сотрудничество и усиливает межнациональные контакты, используя в качестве одного из инструментов «мягкой силы» трансграничную академическую мобильность.
Об авторах
М. Ю. ЗахаровРоссия
Захаров Михаил Юрьевич, Д-р филос. наук, зав. каф. философии
г. Москва
И. Е. Старовойтова
Россия
Старовойтова Ирина Евгеньевна, Канд. филос. наук, доц. каф. философии
г. Москва
А. В. Шишкова
Россия
Шишкова Анастасия Викторовна, Канд. филос. наук, доц. каф. философии
г. Москва
Список литературы
1. Захаров М.Ю. Общественный идеал «Да тун»: социальная утопия старого Китая, или современный форсайт-проект. Вестник университета. 2022;(1):164-168. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-1-164-168.
2. Кобзев А.И. (2006). Кан Ю-вэй. Духовная культура Китая: энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко ; Ин-т Дальнего Востока. Философия / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов. – М.: Восточная литература, 2006. – С. 275-279.
3. Каллахан, В. (2004). Следующая большая идея: великая гармония во внешней политике Китая. Международный обзор. Шанхай. 2004; № 36: 33-43 с. [Кит.яз.: Guoji wenti luntan, International Review, Shanghai. 2004; № 36: 33-43.]
4. Kang O. Higher Education Reform in China Today. Policy Futures in Education. 2004;2(1):141-149. https://doi.org/10.2304/pfie.2004.2.1.4
5. Yang R. Third Delight: The Internationalization of Higher Education in China. Routledge; 2002.
6. Liu W. The Chinese definition of internationalisation in higher education. Journal of Higher Education Policy and Management. 2021;43(2):230-245. https://doi.org/10.1080/1360080X.2020.1777500
7. Knight, J. (2003). Updated Definition of Internationalization. International Higher Education, (33). https://doi.org/10.6017/ihe.2003.33.7391
8. Liu H, Metcalfe A.S. Internationalizing Chinese higher education: a glonacal analysis of local layers and conditions. High Educ. 2016;71(3):399-413. https://doi.org/10.1007/s10734-015-9912-8
9. Jonas Stier (2004) Taking a critical stance toward internationalization ideologies in higher education: idealism, instrumentalism and educationalism, Globalisation, Societies and Education, 2004;2:1:1-28. https://doi.org/10.1080/1476772042000177069
10. Mok KH. Promoting national identity through higher education and graduate employment: reality in the responses and implementation of government policy in China. Journal of Higher Education Policy and Management. 2018;40(6):583-597. https://doi.org/10.1080/1360080X.2018.1529127
11. Дугина Г.А., Малых О.А. Исследование международной академической мобильности в Китае в контексте трудностей межкультурной адаптации. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2021;2(56):8-22. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.56.2.01
12. Ковба Д.М., Грибовод Е.Г. Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы». Образование и наука. 2019;21(10):9-31. https://doi.org/1010.17853/1994-5639-2019-10-9-31
Рецензия
Для цитирования:
Захаров М.Ю., Старовойтова И.Е., Шишкова А.В. Управление академической мобильностью как инструментом «мягкой силы» в современном Китае. Вестник университета. 2023;(2):166-173. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-2-166-173
For citation:
Zakharov M.Y., Starovoytova I.E., Shishkova A.V. Managing academic mobility as a tool of «soft power» in contemporary China. Vestnik Universiteta. 2023;(2):166-173. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-2-166-173