Сравнительный анализ социально-психологической адаптации детей-мигрантов и детей у представителей принимающего населения
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-3-201-210
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования сравнения социально-психологической адаптации детей-мигрантов и местных детей, обучающихся в общеобразовательной школе №20 г. Пензы. Проведен теоретический анализ и обоснована проблема адаптации детей-мигрантов в школе. Путем теоретического анализа установлено, что сложности социально-психологической адаптации детей-мигрантов довольно часто обусловлены неумением взаимодействовать с местным населением, проблемами в общении, которые, в свою очередь, стимулируют рост тревожности, враждебности, недоверия к новым условиям жизни и окружающей среды и т. п. В результате эмпирического исследования выявлены различия в показателях социально-психологической адаптации детей-мигрантов и местных детей. В частности, дети-мигранты имеют высокий уровень агрессивности, враждебности, у них более выражены следующие формы агрессии: физическая, вербальная и косвенная. Им свойственно применение физической силы, сквернословие, распространение сплетен, слухов, негативизм, раздражение, подозрительность и обида. Местные дети имеют более низкие показатели личностной и реактивной тревожности, самооценки, они чаще детей-мигрантов имеют в школьных классах высокий социальный статус (активные) и очень редко низкий статус (игнорируемые). В то же время почти половина детей-мигрантов занимают игнорируемые и изолированные позиции в группе. Среди всех детей (местных и мигрантов) доминирующей является импунитивная направленность реакций в ситуации фрустрации, но у детей-мигрантов еще наблюдается экстрапунитивная направленность и в меньшей степени выраженная интропунитивная направленность.
Ключевые слова
Об авторе
Р. В. ОсинРоссия
Осин Роман Викторович - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии.
Пенза
Список литературы
1. Константинов В.В., Климова Е.А., Осин Р.В. Социально-психологическая адаптация детей трудовых мигрантов в условиях дошкольных образовательных учреждений. Материалы международной научно-практической онлайн-конференции «Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации», Москва, 22-23 октября 2020. М.: Знание-М; 2020. 143–155 с.
2. Вандышев М.Н. Как обучать детей мигрантов вместе или раздельно? Опыт педагогов Свердловской области. Вопросы образования. 2019; (2): 179–198 с.
3. Константинов В.В., Мали Н.А. Особенности школьной адаптации детей из семей вынужденных мигрантов в условиях общеобразовательного учреждения (на примере младших школьников из Украины). Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2020; 2(17): 273–287 с.
4. Абдулагатов З.М., Шахбанова М.М. Влияние миграционных процессов на межэтнические отношения в регионе. Вопросы структуризации экономики. 2013; (4): 27–34 с.
5. Ушкин С.Г. Принимающее сообщество и иностранные мигранты: региональные практики адаптации. Управленческое консультирование. 2019; 12(132): 191–201 с.
6. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России. М.: РУДН, 2009. 420 с.
7. Завьялов А.В. Социальная адаптация мигрантов: социологический анализ теории и практики. Иркутск: Издательство ИГУ; 2019. 264 с.
8. Лебедева Н.М. Этнопсихология. Москва: Изд-во «Юрайт»; 2022. 491 с.
9. Шибутани Т. Социальная психология: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс»; 2002. 544 с.
10. Портнова А.Г., Богомолов А.М. Адаптационная и личностная зрелость как прогностические параметры психического развития. Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2018; (3): 4–10 с.
11. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия. Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Изд-во «Прогресс»; 1966. C. 299-313.
12. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2014. 363 с.
Рецензия
Для цитирования:
Осин Р.В. Сравнительный анализ социально-психологической адаптации детей-мигрантов и детей у представителей принимающего населения. Вестник университета. 2023;(3):201-210. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-3-201-210
For citation:
Osin R.V. Comparative analysis of the socio-psychological adaptation of migrant children and children in the host population. Vestnik Universiteta. 2023;(3):201-210. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-3-201-210