Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Временная перспектива и важность жизненных событий в юношестве

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-3-218-226

Аннотация

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи временной перспективы и тематик значимых жизненных событий в юношеском возрасте на выборке из 1394 человек, из них– юноши и девушки в возрасте от 14 до 23 лет. В результате исследования было выявлено, что существует возрастная разнонаправленная динамика в представлении о следующих периодах: «обучения в школе», «профессионального обучения», «профессиональной автономии», «будущего», «открытого настоящего». Так «обучение в школе» положительно связывается современной молодежью с развлечениями и отрицательно с учебой и работой в прошлом, и общением, и контактами в будущем. Период «профессионального обучения» связан для юношей и девушек со всеми значимыми событиями в их жизни, кроме событий, касающихся развлечений в будущем. Период «профессиональной автономии» связан с событиями, направленными на дело (включая и профессиональную деятельность, и учебу) и в прошлом, и в будущем. Все важные события в настоящем зависят от желания обладать какими-то качествами, свойствами, умениями. И одновременно с этим желанием связывается важность общения и развлечений в прошлом, и важность развлечений, и конкретных дел (учебных и профессиональных) в будущем. Результаты исследования могут представлять интерес для организации работы со старшеклассниками и студентами по формированию временной перспективы будущего.

Об авторах

Н. П. Шилова
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Россия

Шилова Наталья Петровна - кандидат психологических наук, заместитель начальника управления организации и проведения государственной итоговой аттестации.

Москва



А. К. Владыко
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Россия

Владыко Анна Константиновна - кандидат экономических наук, ведущий советник отдела протокола административного департамента.

Москва



Список литературы

1. Манукян В.Р. Взросление молодежи: сепарация от родителей, субъективная взрослость и психологическое благополучие в возрасте 18–27 лет. Психологическая наука и образование. 2022; 27(3):129–140 с. https://doi.org/10.17759/pse.2022270310

2. Шилова Н.П. Взаимосвязь значимых жизненных событий и переживаний в юношестве. Российский психологический журнал. 2021; 18(3): 70–85 с. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.3.5

3. Шилова Н.П. Представление о будущих видах деятельности у современных юношей и девушек. Психология и Психотехника. 2021; (4): 143–154 с. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2021.4.34855

4. Arnett J.J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist. 2000; 55(5):469–480 с. https://doi.org/10.1037//0003-066X.55.5.469

5. Nelson L.J., Willoughby B.J., Rogers A.A. et al. “What a View!”: Associations Between Young People’s Views of the Late Teens and Twenties and Indices of Adjustment and Maladjustment. Adult Dev. 2015; (22): 125–137 с. https://doi.org/10.1007/s10804-015-9206-5

6. Carroll J.S., Badger S., Willoughby B.J., Nelson L.J., Madsen S.D. et al. Ready or not? Criteria for marriage readiness among emerging adults. Journal of Adolescent Research. 2009; 24(3): 349–375 c. https://doi.org/10.1177/0743558409334253

7. Ravert R.D. “You’re only young once”: Things college students report doing now before it is too late. Journal of Adolescent Research. 2009; 24(3): 376–396 c. https://doi.org/10.1177/0743558409334254

8. Boyd J.N., Zimbardo P.G. Time perspective, health and risk taking. In: A. Strahman & J. Joireman (Eds.) Understanding behavior in the context of time: theor y, research and applications: book. 2005; Mahwah, NJ: Erlbaum. 85–107 c. https://doi.org/10.4324/9781410613516-13

9. Allem J.P., Lisha N.E., Soto D.W., Baezconde-Garbanati L., Unger J.B. Emerging adulthood themes, role transitions and substance use among Hispanics in Southern California. Addictive Behaviors. 2013; 38(12): 2797–2800 c. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2013.08.001

10. Lisha N.E., Grana R., Sun P., Rohrback L.A., Spruijt-Metz D., Reifman A., Sussman S. Evaluation of the psychometric properties of the revised inventory of the dimensions of emerging adulthood (IDEA-R) in a sample of continuation high school students. Evaluation and the Health Professions. 2012; 37(2): 156–177 c. https://doi.org/10.1177/0163278712452664

11. Венгер А.Л., Десятникова Ю.М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым условиям. Вопросы психологии. 1995; (1): 25–33 c.

12. Nuttin, J. Motivation, planning, and action: A relational theory of behavior dynamics. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: L. Erlbaum Associates. 1984. 264 c.

13. Толстых Н.Н., Тер-Аванесова Н.В., Черняк Н.А. Социальные представления о школе и учении в разных группах участников образовательного процесса. Психологическая наука и образование. 2019; 24(6):5–15 c. https://doi.org/10.17759/pse.2019240601

14. Сушко В.А., Прончев Г.Б. Сетевое поколение растет или взросление в социальных сетях. Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология. 2021; 27 (1): 173–187 с. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2021-27-1-173-187

15. Духновский С.В., Забелина Е.В. Особенности отношения к времени у выпускников вузов с разным уровнем субъективного благополучия и оптимизма. Вестник КемГУ. 2021; 3(87): 673–681 с. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-3-673-681


Рецензия

Для цитирования:


Шилова Н.П., Владыко А.К. Временная перспектива и важность жизненных событий в юношестве. Вестник университета. 2023;(3):218-226. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-3-218-226

For citation:


Shilova N.P., Vladyko A.K. Time perspective and significance of life events in adolescence. Vestnik Universiteta. 2023;(3):218-226. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-3-218-226

Просмотров: 377


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)