План развития Северного морского пути до 2035 года как инструмент государственной инновационной политики
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-4-57-64
Аннотация
Северный морской путь представляет собой перспективный транспортный проект, для эффективного развития которого необходимо использование инновационных технологий различного характера. Цель исследования – определить роль и значение плана развития Северного морского пути до 2035 г., принятого Правительством Российской Федерации в августе 2022 г. как инструмента инновационной политики государства. Проанализировав содержание представленных в плане мероприятий, автор приходит к выводу, что, несмотря на отдельные недостатки (включение в план уже реализуемых мероприятий, мер по развитию железнодорожной инфраструктуры, не имеющих отношение к Северному морскому пути, арифметические ошибки, обычно не характерные для документов такого уровня), практическая реализация представленных в плане предложений по развитию атомного ледокольного флота, созданию арктической спутниковой группировки, формированию системы экологического мониторинга невозможна без активного внедрения инноваций, проведения фундаментальных и прикладных исследований в сфере естественных, технических, медицинских и общественных наук. Это позволяет рассматривать план в качестве инструмента инновационной политики федеральных органов исполнительной власти по развитию народного хозяйства страны в долгосрочной перспективе.
Об авторе
А. Ю. СмирновРоссия
Смирнов Алексей Юрьевич - д-р экон. наук, проф. каф. экономики судостроительной промышленности,
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Российская Федерация. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.08.22 №2115-р «Об утверждении плана развития Северного морского пути на период до 2035 г.». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405010751/ (дата обращения: 01.03.2023).
2. Keupp M. The Northern Sea Route: A Comprehensive Analysis. Berlin: Springer Gabler; 2015. 140 p. https://doi.org/10.1007/978-3-658-04081-9
3. Pastusiak T. Voyages on the Northern Sea Route. Berlin: Springer Gabler; 2020. 279 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-25490-2
4. Gunnarsson B., Moe A. Ten years of international shipping on the Northern Sea Route: Trends and challenges. Arctic Review. 2021;12:4–30. https://doi.org/10.23865/arctic.v12.2614
5. Abramov A.V., Zagorodnikov M.A., Smirnov A.Yu. Management of innovative projects in the Arctic zone. In: I.O. Petrovna (ed.) Project Management in the Regions of Russia, vol 77. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Future Academy; 2019. P. 1023–1029. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.05.125
6. Абрамов А.В., Александров В.Л., Горелик Б.А. и др. Конкурентоспособность и инновационный потенциал судостроительной промышленности. Региональные проблемы преобразования экономики. 2016;5(67):14–22.
7. Григорьев М.Н. Развитие транзитного потенциала Северного морского пути. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019;12(5):109–129. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2019-12-5-109-129
8. Российская Федерация. Постановлением Правительства России от 20.12.17 №1596. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»». https://base.garant.ru/71843998/#friends (дата обращения: 01.03.2023).
9. Bennett М., StephensonS., Yang K., Bravo M., DeJong B. The opening of the Transpolar Sea Route: Logistical, geopolitical, environmental, and socioeconomic impacts. Marine Policy. 2020;121. https://doi.org/10.1016/j.marpol.2020.104178
10. Конягина М.Н., Есаян С.К. Пандемия как стимул для развития цифровой экономики. Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2020;11(2):76–84.
11. Балашова Е.С., Майорова К.С. Цифровая трансформация сектора энергетики. Международный опыт. Российская перспектива. Инновации. 2020;1(255):66–75. https://doi.org/10.26310/2071-3010.2020.255.1.009
12. Васильева Е.Ю., Бакрунов Ю.О., Олейник А.В. Управление компанией на основе ESG-принципов в условиях санкционного давления. Вестник университета. 2022;10:5–12. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2022-10-5-12
13. Ma X., Zhou Q., Liu Y., Liu Y., Qiao W. Security of the Arctic route from the resilience perspective: the ideal state, influencing factors, and evaluation. Maritime Policy & Management. 2020;48(6):846–859. https://doi.org/10.1080/03088839.2020.1803432
Рецензия
Для цитирования:
Смирнов А.Ю. План развития Северного морского пути до 2035 года как инструмент государственной инновационной политики. Вестник университета. 2023;(4):57-64. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-4-57-64
For citation:
Smirnov A.Yu. Northern Sea Route development plan until 2035 as an instrument of state innovation policy. Vestnik Universiteta. 2023;(4):57-64. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-4-57-64