Склонность к депрессивным состояниям, тревожность и стратегии совладающего поведения у юношей и девушек
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-4-222-230
Аннотация
В статье представлен обзор изученности проблемы депрессивных состояний, тревожности и копинг-стратегий в современных российских исследованиях. Цель работы заключается в определении склонности к депрессивным состояниям, тревожности и копинг-стратегий у студентов и студенток различных вузов Санкт-Петербурга в количестве 101 человека, из них 50 юношей и 51 девушка в возрасте 17–24 лет. В исследовании применялись следующие методики: тест-опросник дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунге в адаптации Т.И. Балашовой, тест-опросник Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности в адаптации Ю.Л. Ханина, копинг-тест Р. Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк. Статистические методы обработки эмпирических данных включают в себя описательные статистики по группам, U-критерий Манна–Уитни, корреляционный анализ, факторный анализ. Представлена общая характеристика студентов по исследуемым феноменам, обнаружены различия между показателями «Поиск социальной поддержки», «Бегство-избегание», «Положительная переоценка», «Ситуативная тревожность» у юношей и девушек с бóльшей выраженностью средних значений у девушек. Корреляционный анализ выявил как общие для студентов и студенток взаимосвязи, так и различные. С помощью факторного анализа были определены следующие факторы: «Предикторы личностной тревожности и склонности к депрессии», «Конструктивные стратегии совладания с трудными ситуациями», «Конфронтация против ситуативной тревожности», характеризующие особенности совладания студентов с депрессивным состоянием и тревожностью.
Об авторах
Е. Ф. ЯщенкоРоссия
Ященко Елена Федоровна - д-р психол. наук, зав. каф. прикладной психологии,
г. Санкт-Петербург
Н. Б. Казначеева
Россия
Казначеева Наталья Борисовна - канд. психол. наук, доц. каф. прикладной психологии,
г. Санкт-Петербург
Е. В. Бажанова
Россия
Бажанова Елизавета Вячеславовна - студент,
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Бажанова Е.В., Казначеева Н.Б. Копинг-стратегии, тревожность и склонность к депрессивным состояниям у юношей и девушек. В сб.: Транспорт: проблемы, идеи, перспективы: сборник трудов LXXXI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Санкт-Петербург 19–26 апреля 2021. СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I; 2021. С. 114–117.
2. Городецкая И.В., Коневалова Н.Ю., Захаревич В.Г. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов. Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2019;5:2–8. https://doi.org/10.22263/2312-4156.2019.5.120
3. Гуменюк Л.Н., Улыманова Т.Н., Гадирли Г.Н., Довгань А.Д. Связь психологического благополучия с тревожными и депрессивными состояниями у студентов. Образование и наука в России и за рубежом. 2018;5(40):115–119.
4. Дмитриева Л.И. Исследование эмоциональных отклонений у подростков зарубежными и отечественными психологами. Таврический научный обозреватель. 2016;7(12):131–136.
5. Иванов Д.Е., Колоколов Г.Р. Влияние учебной нагрузки на уровни депрессии и тревоги у студентов вуза. Медицина труда и промышленная экология. 2019;59(9):634–635. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-634-635
6. Молчанова И.В., Скворцов В.В., Индиченко М.А., Зотова А.В., Луговкина А.А. Депрессивные состояния. Медицинская сестра. 2018;20(3):51–56. https://doi.org/10.29296/25879979-2018-03-13
7. Пашкина Е.А., Калинина Т.В. Библиотерапия как эффективный метод работы с депрессивными состояниями. Russian Journal of Education and Psychology. 2019;4:67–72. http://dx.doi.org/10.12731/2658-4034-2019-4-67-72
8. Прилепских О.С. Социальная тревожность и ее влияние на межличностные отношения в юношеском возрасте. Проблемы современного педагогического образования. 2019;64-2:301–305.
9. Прупес М.В., Харькова О.А. Причины появления депрессивного состояния на основе анализа индивидуального случая. Инновационная наука. 2021;3:167–170.
10. Пушкина Т.М., Потапова Е.С. Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и тревожности личности современного подростка. Проблемы современного педагогического образования. 2020;67-3:312–315.
11. Садикова И.И., Мамлеева Л.А. Тревожность как основа преступного поведения. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021;5-3(56):138–141.
12. Усманова М.Б., Маъмурова У., Каримова Н.З. Эндокринные дисфункции при депрессивных состояниях. Re-health journal. 2019;3:8–23.
13. Халфина А.Р., Магомедалиев М.М., Биктагирова А.Р. Роль индивидуальных особенностей личности в формировании депрессивных состояний. Проблемы современного педагогического образования. 2019;64-4:318–320.
14. Ященко Е.Ф., Щелокова Е.Г. Копинг-стратегии, эмпатические способности и эмоциональное выгорание педагогов и инспекторов по делам несовершеннолетних как представителей помогающих профессий. Общество: социология, психология, педагогика. 2022;2:98–107. https://doi.org/10.24158/spp.2022.2.13
15. Акименко А.К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности. Известия Саратовского университета. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016;2:151–156.
16. Есетова А.Е., Мун М.В. Особенности эмоционально-направленных копинг-стратегий. Научный журнал. 2020;5(50):47– 48.
17. Кочуров М.Г. Связь копинг-стратегий с локусом контроля. Международный научно-исследовательский журнал. 2020;1- 2(91):40–43. https://doi.org./10.23670/IRJ.2020.91.1.029
18. Ященко Е.Ф., Лазорак О.В. Копинг-стратегии и акцентуации характера студентов-первокурсников с разным уровнем субъективного благополучия. Вестник Кемеровского государственного университета. 2020;22-4(84):1040–1049. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-4-1040-1049
19. Yashchenko E.F. Self-actualization Characteristics, Subjective Well-Being and Copying Strategies of the Russian Railway Employees. In: Manakov, A., Edigarian, A. (eds) International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia - 2021. TransSiberia 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, Cham. 2021;402:304–313. https://doi.org/10.1007/978-3-030-96380-4_34
Рецензия
Для цитирования:
Ященко Е.Ф., Казначеева Н.Б., Бажанова Е.В. Склонность к депрессивным состояниям, тревожность и стратегии совладающего поведения у юношей и девушек. Вестник университета. 2023;(4):222-230. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-4-222-230
For citation:
Yashchenko E.F., Kaznacheeva N.B., Bazhanova E.V. Tendency to depressive states, anxiety and strategies of coping behavior for boys and girls. Vestnik Universiteta. 2023;(4):222-230. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-4-222-230