Корпоративная социальная ответственность как инструмент взаимодействия с внешней средой в период экономического кризиса
https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-161-168
Аннотация
Целью статьи является определение характера воздействия политики корпоративной социальной ответственности (далее – КСО) на положение компании во время кризиса. Предмет исследования – КСО как инструмент взаимодействия с внешней средой. На основе теоретического анализа научной базы в работе определена взаимосвязь социальной ответственности и стратегии взаимодействия бизнеса с макроокружением и микроокружением; при помощи метода аналогии рассмотрены особенности реализации такой взаимосвязи в условиях экономической нестабильности, в которых находился бизнес вследствие распространения Covid-19. Авторами разработаны рекомендации по успешной реализации данной политики с учетом всех ограничений кризисного положения компании, что позволяет использовать исследование в бизнес-практике и последующей научной деятельности. Перспективами изучения данного исследования может стать описание модифицированных инструментов реализации КСО с учетом современного развития технологий и углубления ее воздействия на экономические отношения. В результате проделанной работы получен вывод о преобладании положительных эффектов от реализации данной стратегии в ситуации повышенной ограниченности ресурсов.
Об авторах
В. В. ВетроваРоссия
Ветрова Виктория Владимировна, студент
г. Москва
П. С. Щербаченко
Россия
Щербаченко Петр Сергеевич, канд. экон. наук, доц. Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления
г. Москва
Список литературы
1. Davis K. The Meaning and scope of social responsibility. Contemporary management. Issues and viewpoints. Englewood Cliffs; 1974. 19 с.
2. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и Ко; 2006. 195 с.
3. Friedman M. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits. The New York Times Magazine. 1970. 4 с.
4. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. ГОСТ Р ИСО 26000–2012. Руководство по социальной ответственности: национальный стандарт Российской Федерации. М.: Стандартинформ; 2014.
5. Щербаченко П.С. Корпоративная социальная ответственность в России: социально-психологический аспект. В кн.: Экономико-психологические проблемы принятия экономических решений в условиях глобальных изменений. Материалы Всероссийской научной конференции, Москва, 16–20 ноября 2015 г. М.: Спутник+; 2015. С. 71–74
6. ForbesLife. Зачем российские компании вкладывают миллионы в корпоративную социальную ответственность. https://www.forbes.ru/forbeslife/416541-zachem-rossiyskie-kompanii-vkladyvayut-milliony-v-korporativnuyu-socialnuyu (дата обращения: 05.03.2022).
7. Вовченко Н.Г., Андреева О.В. Развитие корпоративной социальной ответственности в современных экономических условиях. Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2021; 4: 233–248 с. https://doi.org/10.18334/social.2.4.113593
8. Федресурс. Число банкротств граждан и компаний за 9 месяцев. https://fedresurs.ru/news/8b77432d-3823-415d-8127-8d9cb71953f7?attempt=1 (дата обращения: 07.03.2023).
9. РИДУС. Как и чем бизнес помог стране в борьбе с коронавирусом. https://www.ridus.ru/news/325751 (дата обращения: 09.03.2023).
10. YGS & Fields4e. COVID-19: Трансформация корпоративной социальной ответственности во время и после пандемии. https:// s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/rbcpro_presentations/2020/755922887901680/presentation-9a8fdbff0f81498d9cd39297526ea766.pdf (дата обращения: 10.03.2023).
11. Федеральная налоговая служба. Социальный вычет по расходам на благотворительность.https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/ndfl/nalog_vichet/soc_nv/soc_nv_blg/(дата обращения: 08.03.2023).
12. Ефимова О.В., Волков М.А., Королёва Д.А. Анализ влияния принципов ESG на доходность активов: эмпирическое исследование. Финансы: теория и практика. 2021;4: 82–97 с.
13. Бизнес и сообщество. Какая трансформация КСО нужна России в условиях кризиса? https://www.b-soc.ru/pppublikacii/ kakaya-transformacziya-kso-nuzhna-rossii-v-usloviyah-krizisa/ (дата обращения: 12.03.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Ветрова В.В., Щербаченко П.С. Корпоративная социальная ответственность как инструмент взаимодействия с внешней средой в период экономического кризиса. Вестник университета. 2023;(5):161-168. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-161-168
For citation:
Vetrova V.V., Shcherbachenko P.S. Corporate social responsibility as a tool of interaction with the external environment during the economic crisis. Vestnik Universiteta. 2023;(5):161-168. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-161-168