Top.Mail.Ru
Preview

Вестник университета

Расширенный поиск

Особенности толерантности к неопределенности и жизнеспособности студентов в зависимости от их половой принадлежности

https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-169-177

Аннотация

Предметом настоящего исследования является толерантность к неопределенности и жизнеспособность. Цель работы заключается в определении их уровня у студентов мужского и женского пола, а также в выявлении межполовых различий. Методическим инструментарием послужили: личностно-ориентированный подход и методы тестирования (тест толерантности к неопределённости МакЛейна в модификации Е.Н. Осина и тест жизнеспособности человека Е.А. Рыльской). Выборку составили 70 юношей и 70 девушек. Отмечены следующие основные результаты: у студентов выявлен умеренный общий уровень толерантности к неопределенности и жизнеспособности. Юноши показали более высокие результаты по толерантности к неопределенности и ее общему уровню, а девушки – по жизнеспособности. Полученные данные важны для оценки психологической готовности студенчества адаптироваться в ситуациях неопределенности и быть в них продуктивными. Исследование нуждается в продолжении на более широкой выборке с учетом региональной специфики. Авторы пришли к выводу о том, что полное отсутствие в выборке студентов с высоким уровнем жизнеспособности означает недостаточность мер, реализуемых институтами семьи и образования.

Об авторах

Л. О. Пелепчук
Московский государственный областной педагогический университет
Россия

Пелепчук Леонид Олегович, аспирант

г. Мытыщи



Н. А. Цветкова
Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Россия

Цветкова Надежда Александровна, д-р. психол. наук, глав. науч. сотр.

г. Москва



Список литературы

1. Frenkel-Brunswik E. Tolerance of Ambiguity as a Personality Variable. American Psychologist, 1948;3:268 с.

2. Пелепчук Л.О., Цветкова Н.А. Социально-психологические детерминанты толерантности к неопределенности: понятие и тенденции в их исследовании. Ученые записки РГСУ. 2022;2(21):34–41 c. https://doi.org/10.17922/2071-5323-2022-21-2-34-41

3. Сиротюк М.В. Исследования толерантности-интолерантности к неопределенности в зарубежной и отечественной психологии. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развитие человека в современном мире»,Новосибирск, 14-16 апреля 2015 г. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет; 2015. 228–235 с.

4. Рябинкина А.Н. Толерантность студентов к неопределенности. Ученые записки Орловского государственного университета. 2018;1(78):295–297 с.

5. Будякова Т.П., Дворяткина С.Н. Толерантность к неопределенности – характерологическая черта выпускника, необходимая для трудоустройства. В сб.: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Адаптация к рынку труда молодых специалистов и содействие их трудоустройству», г. Елец, 26 июня 2018 г. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина; 2018. 6–10 с.

6. Кондрашихина О.А., Тихомирова И.А. Вербальная и невербальная креативность и толерантность к неопределенности студентов-психологов. Вестник Омского государственного университета. Серия «Психология». 2020;(1):46–52 с. https://doi.org/10.24147/2410-6364.2020.1.46-52

7. Плавник Н.К., Лешкевич Е.В. Толерантность к неопределенности и карьерные ориентации студентов. Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2019;3(19):244–250 с.

8. Чернова А.А. Толерантность к неопределенности студентов с выраженной личностной ассертивностью. Материалы XVII межрегион. студенческой науч.-практ. конф. «Ярмарка научно-практических инициатив студентов ЯНПИС-2020», г. Пермь – Уфа, 21 мая 2020 г. Пермь: ПГГПУ; 2020. 239–244 с.

9. Меньшикова Л.В., Лазюк И.В. Толерантность к неопределенности у студентов вуза и ее развитие в современной информационной среде. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020;(3):452–458 с. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-18

10. Павлова Е.В., Чупряева Н.П. Толерантность к неопределенности как предиктор готовности студентов к цифровизации образования. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;3(8):66 с.

11. Евтух Т.В., Харламова Т.М. Особенности толерантности к неопределенности у студентов социально-гуманитарных направлений подготовки. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022; 1:146–158 с. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-146-158

12. Аксенова Е.С., Синёва О.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности у студентов-психологов. Baikal Research Journal. 2022;2:34 с. https://doi.org/10.17150/2411-62622022

13. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Жизнеспособность студенческой молодежи России в условиях неопределенности. Образование и наука. 2022;5(24):90–121 с. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-90-121

14. Морозюк С.Н., Горбенко И.А., Кузнецова Е.С. Феномен «жизнеспособность» у старших школьников и студентов в условиях современного образования. Вестник Университета РАО. 2020;4:18–27 с. https://doi.org/10.24411/2072-5833-2020-10036

15. Постылякова Ю.В. Индивидуальная жизнеспособность и индивидуально-психологические ресурсы студентов с разной академической успеваемостью. Институт психологии РАН. Организационная психология и психология труда. 2020;1(5):61–80 с.


Рецензия

Для цитирования:


Пелепчук Л.О., Цветкова Н.А. Особенности толерантности к неопределенности и жизнеспособности студентов в зависимости от их половой принадлежности. Вестник университета. 2023;(5):169-177. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-169-177

For citation:


Pelepchuk L.O., Tsvetkova N.A. Tolerance features to uncertainty and students’ viability depending on their gender. Vestnik Universiteta. 2023;(5):169-177. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-5-169-177

Просмотров: 381


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1816-4277 (Print)
ISSN 2686-8415 (Online)